Немаловажную роль на развитие обрабатывающей промышленности способствовали положительные продвижения в интеграционной политике страны. Так, участие Казахстана в ЕАЭС и ВТО позволили не только укрепить позиции страны на мировом уровне, но и развить экспортные поставки. В результате объем экспорта увеличился на 111,9% при росте выпуска продукции в 1,4 раза.
В результате отечественные предприятия достигли конкурентоспособности в экспорте порядка 50 новых товаров, таких как: нефтяной битум, порошок из золота, кондитерские изделия из сахара, шоколад, портландцемент, макаронные изделия, кислота фосфорная и кислоты полифосфорные и др.
Производительность труда в обрабатывающей промышленности выросла в 1,3 раза. Рост обеспечен в 8 из 14 приоритетных секторов индустриализации, в том числе: в горнорудном машиностроении на 35,5%; в электротехническом машиностроении на 30,1%; в нефтегазохимии 25,3%; в нефтепереработке на 22,6%; в автомобилестроении на 14,3%; в нефтегазовом машиностроении на 16,3%; в железнодорожном машиностроении на 15,9%; в цветной металлургии на 3,6%.
В результате госпрограмма индустриализации, ориентируясь конкретно на обрабатывающую промышленность, как на секторе, наиболее устойчивом к внешнеэкономическим влияниям, позволила впервые за всю историю независимого Казахстана опередить темпы развития добывающего сектора. То есть за девять лет доля горнодобывающей промышленности в ВВП снизилась с 19,5% до 14,9%, а обрабатывающий сектор, наоборот, увеличился на 1,6 процентных пункта, достигнув 11,6%. В номинальном выражении ВДС обрабатывающего сектора составила 7 трлн тенге.
В целом развитие обрабатывающей промышленности характеризуется положительной стабильностью, однако темпы роста остаются низкими из-за реализации программы в условиях определённых экономических событий, включая нестабильность курса национальной валюты и ухудшение экономической ситуации в странах-торговых партнерах.
Вместе с тем на первую пятилетку ГПФИИР было выделено порядка 4,2 трлн тенге. Более 85% (3 571,3 млрд тенге) этих средств были направлены на создание инфраструктуры: 4 тыс. км автомобильных дорог («Западная Европа – Западный Китай», 2 транзитных коридора Центр-Юг и Центр-Восток), построено порядка 1 700 км железных дорог (Узень – государственная граница с Туркменистаном, Жетыген-Коргас, Бейнеу-Жезказган, Аркалык-Шубаркуль).
Непосредственно на цели индустриализации было выделено 624,1 млрд тенге, что составляет 14,8% от всего бюджета. На реализацию ГПИИР предусмотрено порядка 811,3 млрд тенге.
То есть очевидно, что непосредственно индустриализация была недофинансирована, хотя и создавалась необходимая инфраструктура для логистики, а также в городах. Кроме того, часть средств пошла на поддержку предпринимательства через Дорожную карту бизнеса, за четыре года действия которой было профинансировано 13 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, создано 10 тыс. рабочих мест.
|