15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей

16.03.2022

Некачественные продукты питания, товары, услуги, например, некачественные медицинские или транспортные услуги могут представлять реальную угрозу здоровью, и даже жизни. Необходимо повышать уровень защиты прав потребителей, а значит, будет повышаться качество продуктов, товаров, услуг, качество нашей жизни

По решению Организации Объединенных Наций (ООН), принятому в 1983 году, во многих странах мира, в том числе в Республике Казахстан, 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. Потребители - это все мы - представители человечества, потребляющие продукты питания, промышленные товары, а также различные услуги. Некачественные продукты питания, товары, услуги, например, некачественные медицинские или транспортные услуги могут представлять реальную угрозу здоровью, и даже жизни. Необходимо повышать уровень защиты прав потребителей, а значит, будет повышаться качество продуктов, товаров, услуг, качество нашей жизни. От степени защищенности потребителей зависит развитие добросовестного и качественного предпринимательства.

  9 апреля 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН закрепила основные 8 юридических принципов защиты прав потребителей: на безопасность, на информацию, на выбор, право быть услышанным, на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей, на здоровую  окружающую среду.

 В связи с чем, в СССР и во  всех союзных республиках СССР разработали и приняли законы о защите прав потребителей. Так, например, в Казахской ССР  указанный закон действовал с 5 июня1991 г. После преобразования Казахской ССР в Республику Казахстан, был принят закон РК от 4 мая 2010 г. «О защите прав потребителей». В данное время действует несколько усовершенствованный Закон РК от 25 июня 2020 г. «О защите прав потребителей».  Основополагающим юридическим основанием указанных законов является право инициативных потребителей создавать общества по защите прав потребителей, в которых могли бы работать юристы, грамотно защищающие права и законные интересы потребителей.  

 На основании указанных законов, в г. Риддере ВК области создано и действует городское общество по защите прав потребителей, которое является структурным подразделением общественного объединения «Правозащитное Агентство». Горожане имеют возможность обращаться в данное общество для защиты своих прав и законных интересов, в случае их нарушений со стороны недобросовестных продавцов, предпринимателей, а также государственных органов, предоставляющих услуги гражданам.    

 Кроме того, в г. Риддере при ОО «Правозащитное Агентство» по инициативе автора создана Гражданская Милиция, волонтерам которой, кроме охраны общественного порядка, приходится выявлять правонарушителей, нарушающих права потребителей. Напомним, что каждый потребитель имеет право на получение достоверной и полной информации о продавце, предпринимателе, каждый потребитель имеет право на фото и видео съемку продавцов, предпринимателей, услугодателей, на фиксацию событий в магазине, в офисе, для подтверждения жалоб, для оформления и передачи дел в отношении недобросовестных продавцов и  предпринимателей в суд. Согласно Закону РК «О защите прав потребителей» в каждом магазине, торговом доме и т.п. должен быть оборудован и установлен на видном месте информационный стенд «Уголок Потребителя» с указанной информацией на казахском и русском языках.

 Однако, не все предприниматели и продавцы, а также государственные услугодатели знают и соблюдают Закон  «О защите прав потребителей». Поэтому горожане нередко обращаются в наше общество, поэтому волонтеры Гражданской Милиции по своей инициативе нередко выявляют нарушения прав потребителей при посещении торговых домов, магазинов, государственных учреждений.

 Так например, 11 ноября 2021 г. волонтерами Гражданской Милиции было зафиксировано нарушение в магазине «Сулпак» ТОО «Арена С». На нагрудных бейджах продавцов отсутствовали фото, не были указаны полностью фамилия и отчество. Директор О. Вишнякова незаконно запрещала вести видео съемку в магазине, не было информационного стенда, с контактами владельца магазина, с контактами организации по защите прав потребителей. Сведения об указанных нарушениях были направлены в Департамент по защите прав потребителей ВКО. В отношении ТОО «Арена С» департаментом была проведена внеплановая проверка. На указанное ТОО была возложена обязанность размещения необходимой информации в данном магазине, а также ТОО было привлечено к административной ответственности по п.1 ч.5 ст. 190 КоАП РК – неисполнение обязанностей по размещению информации о контактных данных продавца, органа по защите прав потребителей.

 Еще один пример. В начале 2022 г. в общество обратились две женщины с жалобами на приезжих из г. Алматы коммивояжеров, представлявших ТОО «Silk-A». Продавцы умудрились продать женщинам два электромассажера по цене 834 400 тенге за штуку! Покупатели сообщили, что продавцы якобы применили к ним психологические методы убеждения. Когда женщины пришли в себя и обратились в отдел полиции г. Риддера, им предложили обратиться к нам в Гражданскую Милицию. В результате проведенных определенных мероприятий нам удалось убедить недобросовестных продавцов вернуть женщинам деньги и забрать свои массажеры. 

   Еще раз поздравляю всех с международным праздником защиты прав потребителей! Особенно поздравляю тех, кто силой своего разума создает истинные духовные ценности, т.е. научно-технические и медицинские знания, а также тех, кто силой своего физического труда создает все материальные ценности, т.е. продукты питания, лекарства, одежду, автомобили, благоустроенные жилища, средства связи и т.д., которыми мы пользуемся! А всем продавцам, предпринимателям, услугодателям желаю быть добросовестными и законопослушными!

 Руководитель Гражданской Милиции   г. Риддера Александр Харламов

Похожее