Чтоб тебе жить на такое пособие!

23.11.2023

Впрочем, кто у нынешнего государства в почёте – давно известно. Полицейские, прокуроры, спецслужбы, силовики, судьи. Только они имеют право на пенсию по выслуге лет, прослужив 25 лет. А судьям установлено пожизненное государственное содержание. Пенсия и полицейских, и силовиков полностью государственная, им не нужно отчислять пенсионные взносы.

«В сердце я навек сохраню искреннюю преданность  вам, братья по труду, братья по огню, братья по горячим делам». Наверное, первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вспоминал слова этой советской песни, посвящённой металлургам, подписывая в конце 1997 года закон «О пенсионном обеспечении».

 Возможно, что бывший металлург даже смахнул скупую мужскую слезу. Возможно, на него нахлынули воспоминания о молодости. «Начал я чугунщиком, потом меня поставили четвёртым горновым. Что такое труд горнового? Это тяжёлый лом, чтобы скрап разбить, да широкая лопата, чтобы его вытащить. А там, внутри, ад, температура около 2000 градусов. Да ещё газ, пыль. За смену выпиваешь полведра солёной воды, и столько же потом из тебя выходит», - написал Нурсултан Абишевич в своей книге «Без правых и левых».

 Но советский Казахстан стал буржуазным, а капитализм – строй безжалостный, основанный, прежде всего, на эксплуатации и даже сверхэксплуатации рабочей силы. И Назарбаев, как президент уже буржуазного государства, преподнёс своим «братьям по труду, братьям по огню» своеобразный подарок. С 1 января 1998 года были ликвидированы все льготные пенсии для работников тяжёлых и вредных профессий, и металлурги, шахтёры, горняки стали уходить на пенсию на общих основаниях – в 63 года.

 Для информации. В советское время тяжёлые и вредные профессии входили в список №1 и №2. Металлурги, например, как работники «горячего цеха», уходили на заслуженный отдых в 50 лет мужчины и в 45 лет женщины, при условии общего трудового стажа в 20 лет (15 женщины) и 10 лет «горячего» стажа  для мужчин (7,5 лет для женщин) и получали достойную пенсию от государства.  

 Получили трудящиеся Казахстана и ещё один «подарок». С 1998 года на пенсию работники тяжёлых и вредных профессий, впрочем, как и все остальные, стали накапливать сами, делая пенсионные взносы. Пенсионная система из солидарной превратилась в накопительную. Частично солидарная осталась лишь для тех, у кого есть трудовой стаж до 1 января 1998 года. 

 Прошло четверть века. Только на шахтах Карагандинского угольного бассейна, принадлежащих индийскому миллиардеру Лакшми Митталу, за это время погиб 171 шахтёр, из них 46 в последней аварии 28 октября этого года. Сколько металлургов и горняков не дожили до пенсионного возраста, не выдержав запредельных нагрузок – подсчитать невозможно. Сколько стали инвалидами, тяжело больными и немощными – статистика также умалчивает.

  И власть вдруг осенило – а ведь тяжёлая это работа!  И появляется идея выплачивать работникам таких профессий, достигнувших  55 лет, пособие, дать им право уйти с работы и жить на это пособие. Об этом заявил в своём послании в сентябре президент Касым-Жомарт Токаев.

 Политическое значение этой инициативы понятно. Вот как было плохо при прежнем президенте, в «Старом Казахстане», и как будет хорошо при новом президенте  в «Новом» и даже «Справедливом Казахстане».

 Напомним, что это уже второе издание специального пособия для тяжёлых и вредных профессий. Первое решение о пособиях пробила в 2000 году депутат Мажилиса Алимпиада Черкашина. Эта выплата вроде бы должна была заместить льготную пенсию по спискам №1 и №2. Но размер пособия установили такой низкий (9,42 МРП и 8,38 МРП), что никто с работы в 53 и 58 лет (женщины в 48 и 53 года) не уходил, прожить на такие деньги невозможно. Тогда решили, что пособие будет выплачиваться и в том случае, если работник продолжает трудиться. Число получателей этого пособия сейчас невелико, поскольку нужно иметь вредный стаж на 01.01.1998 г. от 10 до 12,5 лет для мужчин и от 7,5 до 10 лет для женщин.

 Была и ещё одна попытка «осчастливить» горняков и металлургов – им дали право уходить на пенсионный аннуитет – в 55 лет при наличии пенсионных накоплений в 8 млн. тенге, с этого года снизили до 5,3 млн. тенге (для женщин в 53 года и при сумме в 6,8 млн.). По сведениям минтруда,  воспользовались такой возможностью лишь 2,5 тыс. человек, занятых на вредных профессиях.

 Итак, прежние меры якобы «поддержки»  занятых в тяжёлых условиях труда не сработали. Это и сразу было понятно – слишком мизерные выплаты.

 Что же власть предлагает теперь? Целых четыре источника выплаты. Из республиканского бюджета. Размер этой выплаты пока точно неизвестен. Сначала заявили 1 прожиточный минимум, потом 1,5, а вчера уже 2 ПМ. Об этом сообщил председатель комитета труда и соцзащиты населения МТиСЗ РК Толеген Оспанкулов. В следующем году при таких условиях выплата составит 86 814 тенге. От страховой компании 1 ПМ (43 407), от работодателя 1 ПМ, и из ЕНПФ за счёт обязательных и профессиональных пенсионных взносов. Итак, из трёх источников сумма составит 173 628 тенге и плюс из ЕНПФ в зависимости от суммы накоплений. Получать такую выплату можно с 55 лет при условии перечисления профессиональных пенсионных взносов в течение 7 лет. В следующем году таким правом могут воспользоваться 37 тыс. человек. А всего на вредных производствах трудятся 1,5 млн. человек. 

 Вроде бы двести тысяч набирается. Получай – и уходи отдыхать. Но не стали рабочие в воздух каски бросать от радости. Вот что пишет Центральный совет «Казахстанского отраслевого горно-металлургического профсоюза «QAZAQMETAL KÁSIPODAǴY» в обращении к президенту страны.

«К сожалению, предлагаемый законопроект, подготовленный Министерством труда и социальной защиты населения РК, не отвечает современным реалиям и не гарантирует достойного уровня социальных выплат для занятых в особых условиях труда.
Обсуждение вопроса Министерством труда и социальной защиты населения  проходит в одностороннем порядке и не рассматривалось в рамках Республиканской трехсторонней комиссии с участием профсоюзов реального сектора. У профсоюзного актива возникли понятийные разногласия в формулировке смыслов и параметров предлагаемого законопроекта.
Несложные подсчеты показывают, что суммы специальных социальных выплат, в связи с ранним выходом на «пенсию», не будут превышать 200 тысяч тенге. Обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ)  для занятых в особых условиях труда с 2015 года отчислялись в размере 5 % от дохода работника и в сумме не превышают 0,7 - 1 млн. тенге. Увеличения ОППВ от работодателей за этот период мы не наблюдали.
К тому же в 2022 году многие работники отрасли воспользовались акцией по улучшению жилищных условий за счет пенсионных накоплений, из чего следует, что для обеспечения нормального размера социальных выплат финансовых резервов будет явно недостаточно. В итоге большинство льготников будут получать значительно меньше средней заработной платы по отрасли.
За 30-35 лет работы в тяжелых, опасных и вредных условиях труда, оплачивая все виды налогов в госбюджет,  данная категория работников вправе рассчитывать на повышенные пенсии не менее 350-400 тысяч тенге с индексацией на уровень инфляции по итогам календарного года.
Недоработанность данного законопроекта мы подтверждаем таким примером, когда на предложение руководства ТОО «Корпорация Казахмыс» уволиться в 60 лет с выплатами в размере 208 тысяч тенге до достижения пенсионного возраста, из 1200 работников предпенсионного возраста согласились только четверо».

 Да, много вопросов вызывает данный законопроект, представляемый властями как важнейшее социальное достижение. Редакция направила запрос министру труда и социальной защиты населения Светлане Жакуповой. Вот какие вопросы мы задали.

«1. В поездках по регионам министерство информирует о поправках в законы, касающиеся социальной выплаты для работников с тяжёлыми и вредными условиями труда. Однако сами работники практически ничего не знают об этом законопроекте. Почему законопроект не был обсуждён с трудовыми коллективами и профсоюзами и даже не прошёл обязательное публичное обсуждение через публикацию на портале «Открытые НПА»? Планирует ли министерство провести широкое общественное обсуждение с работниками и профсоюзами?

2. Одна из составляющих соцвыплаты – ОППВ и ОПВ. Выплата будет действовать до достижения пенсионного возраста в 63 года. Поскольку к этому моменту уже немалая часть из накопленных ОППВ и ОПВ будет израсходована, это отразится на общем размере пенсии по старости. Как будет решаться этот вопрос, чтобы не ущемить права работников тяжёлых и вредных профессий?

3. Будет ли засчитываться период получения соцвыплаты с 55 до 63 лет в общий трудовой стаж? Если не будет, то не все работники смогут претендовать на получение максимальной базовой пенсии по достижении 63 лет, т.к. могут не набрать требуемый общий стаж в 33 года. К тому же работники могут оказаться в невыгодных условиях при начислении солидарной пенсии по заработку за выбранные три года подряд.

4. Могут ли работники, получающие соцвыплату, продолжать трудиться, только не во вредных условиях труда, или им будет запрещено работать?

5. Как будет решаться вопрос с теми, кто достиг 55 лет, но по состоянию здоровья перешёл на более лёгкий труд? Предлагаемая система несправедлива по отношению к ним.

6. Не слишком ли большая нагрузка ложится на работодателей? Они обязаны выплачивать ОППВ; социальные отчисления и социальный налог; обязательное страхование от несчастных случаев; в районах, пострадавших от испытаний на СИЯП, экологическую выплату и предоставлять экологический отпуск; и теперь ещё и ежемесячную соцвыплату в размере 1 ПМ. Не скажется ли дополнительная соцвыплата на себестоимости продукции, не ухудшит ли позиции казахстанских предприятий в конкурентной борьбе на мировом рынке?

7. Профсоюзы требуют не принимать закон и доработать его до приемлемых для работников параметров. Прислушается ли министерство или будет настаивать на принятии закона до конца этого года?».

 Согласитесь, вопросы серьёзные, затрагивающие важнейшие стороны предлагаемого закона. И это лишь часть вопросов. В министерстве отвечали больше недели. И вот сегодня ответ поступил. На двух страницах директор департамента труда и социального партнёрства Данат Набиев перечисляет – сколько встреч провели чиновники министерства, и, даже, сколько постов на эту тему было опубликовано в социальных сетях (23 поста!). «На основании проведённой работы считаем, что поправки касательно введения социальной выплаты, обсуждались с общественностью на должном уровне» - пишет в заключение чиновник!

 И всё. Ни одного ответа на важнейшие вопросы по существу! Выходит, они целую неделю подсчитывали число встреч и количество постов! Это что – издевательство, наплевательство, или сами не знают, что ответить?

 Единственная реакция на обращения профсоюзов, публикации в СМИ, замечания в ходе встреч на предприятиях – это постепенное увеличение государственной выплаты с 1 ПМ до 2 ПМ. До конца года, может быть, эта подачка вырастет до 3 ПМ.

 О каком широком обсуждении можно говорить, если в Усть-Каменогорске, городе, где трудятся многие тысячи работников вредных профессий, прошла всего одна встреча, на которой присутствовали 80 человек. И это представители 16 предприятий и чиновники. Нет никакого обсуждения, министр информирует о законопроекте, как о свершившемся факте.

 Впрочем, кто у нынешнего государства в почёте – давно известно. Полицейские, прокуроры, спецслужбы, силовики, судьи. Только они имеют право  на пенсию по выслуге лет, прослужив 25 лет. А судьям установлено пожизненное государственное содержание. Пенсия и полицейских, и силовиков полностью государственная, им не нужно отчислять пенсионные взносы. Максимальный размер пенсии у них не должен превышать 65% от денежного содержания (оклад и доплаты за звание или чин) и сумму в 109 МРП (в 2024 году – 402 428 тенге). Вот это льготы. Все они, в первую очередь, охраняют власть и правящий класс – крупную буржуазию, олигархов, поэтому и являются её фаворитами. А шахтёры и металлурги…   Да это же просто работяги.

 

                             Денис Данилевский  

Фото – egemen.kz

Похожее