КОМУ В ВКО ЗАКОН НЕ ПИСАН?

13.01.2020

Одной из самых обсуждаемых сегодня проблем бизнеса в стране является доначисление налогов органами государственных доходов, которые на основании собственных умозаключений, без фактических доказательств, признают сделки предпринимателей сомнительными по итогам проведенных проверок. Сразу в нескольких областях Казахстана сотрудниками налоговой службы грубо попираются требования статей 8, 242 Налогового кодекса РК, статьи 160 Гражданского кодекса РК, статьи 18 Предпринимательского кодекса РК.

 

Палата предпринимателей ВКО не раз сообщала о том, как должностные лица налоговых органов на свое усмотрение делают вывод о сомнительности совершенных бизнесом операций, без участия суда выносят решение об их незаконности и самостоятельно определяют наказание для «провинившихся». Меры применяют жесткие - доначисляют НДС и КПН по «сомнительным» сделкам, блокируют доступ к выписке счетов-фактур в ИС ЭСФ, арестовывают банковские счета и кассу, тем самым препятствуя осуществлению предпринимательской деятельности.

Вот уже пятый месяц данная проблема поднимается на площадке местных исполнительных органов, НПП «Атамекен», в СМИ и социальных сетях. Но воз и ныне там.

 

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РК

Устоявшаяся практика доначисления налогов действующим и рентабельным предприятиям ставит под сомнение действенность статьи 8 «Принцип добросовестности налогоплательщиков» Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», которая предусматривает обязанность налогового органа доказывать свою позицию подтверждающими документами и ссылками на нарушенные нормы права. Пункт 5 гласит: «При рассмотрении жалобы на уведомление о результатах проверки все неопределенности и неурегулированные вопросы налогового законодательства Республики Казахстан толкуются в пользу налогоплательщика (налогового агента)», по аналогии с презумпцией невиновности.

Пунктом 3 статьи 242 «Общие положения» Налогового кодекса предусмотрено: «Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода». Но, как показывает практика, даже при фактическом наличии документов о проведенной работе / оказанной услуге налоговые органы могут самостоятельно признавать сделку мнимой.

 

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РК

Отдельные нарекания вызвали у Палаты Методические рекомендации Комитета государственных доходов от 5 сентября 2019 года о некоторых вопросах признания сделок недействительными. По настоянию «Атамекена» действие данных рекомендаций было приостановлено, однако сотрудники налоговой службы продолжают самостоятельно признавать сделки недействительными, хотя согласно статье 160 «Мнимые или притворные сделки» Гражданского кодекса РК такие решения могут приниматься только судами по заявлению уполномоченного органа.

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КОДЕКС РК

Что касается проблемы блокировки ИС электронных счетов-фактур, то Палата предпринимателей ВКО от лица бизнес-сообщества настаивает на том, что налоговые органы должны работать с конкретными должниками, а не с их добросовестными контрагентами. Блокировка системы ЭСФ негативно отражается на деятельности честных налогоплательщиков, вынуждая их нарушать договорные обязательства. Данные противоправные действия налоговых органов идут вразрез со статьей 18 «Недопустимость незаконного вмешательства государства в дела субъектов предпринимательства» Предпринимательского кодекса РК.

К каким еще законам должны взывать предприниматели, если ни один из вышеперечисленных не является обязательным к применению у сотрудников налоговой службы Восточного Казахстана? И откуда такие привилегии у простых государственных служащих?

 

ЗА ПРЕДЕЛАМИ КОМПЕТЕНЦИИ

За последние несколько месяцев с проблемой необоснованного доначисления налогов в Палату предпринимателей ВКО обратились 7 предприятий.

Так, например, ТОО «Востокагрохолдинг» обвинили в сомнительности сделки ввиду того, что контрагент предприятия, по известным ему одному причинам, самостоятельно уменьшил в отчетности сумму проведенных операций и сообщил налоговым органам, что в оговариваемый период никаких сделок не осуществлял. В итоге предприятию «Востокагрохолдинг» доначислили налогов на сумму 21 миллион тенге.

ТОО «Книга-Сервис 2000» по результатам налоговой проверки было принуждено нести наказание за грехи контрагента, в отношении которого у сотрудников ДГД появились сомнения на предмет добросовестности его поставщиков. На основании этих сомнений предприятию «Книга-Сервис 2000» были доначислены налоги на сумму 20 миллионов тенге, хотя контрагент на момент проведения проверки не был снят с регистрации, стоял на учете по НДС и отсутствовал в списке неблагонадежных поставщиков, а кроме того все его сделки с ТОО «Книга-Сервис 2000» имеют документальное подтверждение.

В ходе проверки ТОО «ПКФ Профиль» сотрудник налоговой службы самостоятельно решил, что контрагент предприятия не располагает необходимыми ресурсами для поставки товаров и услуг, и безо всякого решения суда признал сделку недействительной. На этом зыбком основании ТОО «ПКФ Профиль» было доначислено налогов на сумму более 20 миллионов тенге.

По итогам комплексной налоговой проверки в ТОО «Семейский механический завод» должностным лицом налогового органа было выявлено две «сомнительные» сделки. Одна из них была признана мнимой в связи с отсутствием «экономической целесообразности в оказании каких-либо консультационных услуг», а вторая - в связи с отсутствием необходимых материальных ресурсов для достижения оговоренных результатов в сфере строительно-монтажных работ. И хотя проверяющему были предоставлены все подтверждающие документы, предприятию тем не менее доначислили налоги с пеней на сумму почти 18 миллионов тенге.

От лица бизнес-сообщества Восточного Казахстана Региональная Палата предпринимателей заявляет, что практика по субъективному и бездоказательному признанию сомнительности сделок выходит за пределы компетенции налоговых органов. В этой связи Палатой направлено обращение в Комитет государственных доходов с требованием прекратить применение данной практики, нарушающей права предпринимателей. Также ПП ВКО направила обращение в Департамент государственных доходов по ВКО с предложением организовать на своей площадке заседание Консультационного совета по решению данной проблемы.

«На сегодняшний день органы госдоходов не руководствуются даже собственным Налоговым кодексом, отдельные налоговики ставят себя выше закона. Есть законодательные нормы, которые регулируют весь процесс признания сделок фиктивными, так на каком основании отдельному человеку предоставляется право парализовать деятельность предприятия домыслами о сомнительности сделок и последующим арестом счетов? Камеральный контроль предполагает, что предприниматель имеет право оспорить его результаты, но ИС ЭСФ выдает отказ в связи с наличием решения суда, хотя никакого решения суда по факту нет! Это уже само по себе является признаком обмана. И с каких пор рекомендации Комитета госдоходов, которыми руководствуются местные налоговые органы, стали выше Налогового кодекса? Это просто вопиющее превышение полномочий!» - выразил мнение бизнес-сообщества директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий.

Похожее