17.05.2020
Проблемы сельхозтоваропроизводителей, связанные с перебоями в работе системы Qoldau, завышенной стоимостью ГСМ и некорректными вагонными нормами загрузки дизельного топлива, находят оперативные решения в Восточно-Казахстанской области и в целом по Казахстану. Об этом рассказал начальник отдела АПК Палаты предпринимателей ВКО Аскар Жакупбаев.
ИС QOLDAU: ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ
В настоящее время вышли новые правила субсидирования для отрасли растениеводства, которые объединили в себе ранее разрозненные правила по гербицидам, семенам, удобрениям. Палате предпринимателей ВКО через центральный аппарат НПП «Атамекен» удалось добиться продления сроков субсидирования на 1 год.
«То есть если крестьянин в этом году купил семена, но деньги в бюджете закончились, то в следующем году, в срок до 12 месяцев, выплаты будут ему произведены», - пояснил Аскар Жакупбаев.
Однако 13 мая в Палату предпринимателей ВКО стали поступать многочисленные обращения от крестьян, которые не могли подать заявку через ИС Qoldau. По словам начальника отдела АПК, данная ситуация сложилась из-за нерасторопности столичных чиновников.
«Зная, что будут внесены такие изменения в правила, согласовывая их со всеми государственными органами, они должны были синхронно двигаться. Нужно было заранее дать задание IT-специалистам, обслуживающим Qoldau, чтобы они составили алгоритм по внесенным изменениям. Сегодня программу подписали, завтра залили, и в тот же день она должна была работать. Но этого, к сожалению, не произошло. Поэтому нами 13 мая было направлено письмо в АО «Информационно-учетный центр» с просьбой принять срочные меры по обеспечению беспрепятственной подачи заявок. И хочется сказать спасибо, что они в тот же день отреагировали, и к вечеру уже программа функционировала», - рассказал Аскар Жакупбаев.
ГСМ НЕ В ПОЛЬЗУ ФЕРМЕРОВ
Еще одна актуальная проблема встала перед крестьянами в связи со сменой поставщика горюче-смазочных материалов на период весенне-полевых работ.
Согласно графику закрепления областей за нефтеперерабатывающими заводами поставщиком ГСМ в Восточно-Казахстанскую область в марте-мае 2020 года определен Павлодарский нефтехимический завод, который отпускал горючее по 174 тыс. тенге за тонну, что позволяло обеспечить отпускную цену для наших сельхозтовапроизводителей 165 тенге за литр. Однако в июне аграриям Востока придется приобретать ГСМ по более высокой цене. Данный вопрос операторы ГСМ подняли в отраслевом чате Палаты предпринимателей ВКО.
«Ежегодно казахстанские НПЗ закрываются на профилактический ремонт. И почему-то этот ремонт всегда не в пользу наших фермеров, так как заводы закрываются или в период посевной, или в период уборки. Нет у них межсезонья! И нас теперь «подвязывают» к Атыраускому НПЗ. Это самая западная точка Республики, и по нашим подсчетам, цена на ГСМ с учетом логистики уже будет составлять 179 тенге для Востока. Поэтому мы направили соответствующее письмо на имя министра сельского хозяйства и министра энергетики, чтобы они пересмотрели свои льготные цены. Этот вопрос мы будем оперативно отрабатывать с руководителями департаментов и министерств, будем форсировать события, чтобы цена не превышала 165 тенге», - говорит Аскар Жакупбаев.
ВАГОННЫЕ НОРМЫ - СИСТЕМНАЯ ПРОБЛЕМА
Также операторы ГСМ обратились в ПП ВКО с проблемой недополучения дизельного топлива по причине некорректных вагонных норм.
По словам Аскара Жакупбаева, за последние три года государство выделило для проведения весенне-полевых работ 82 тыс. тонн ГСМ. Однако из-за различной расчетной грузоподъемности (наполняемости) вагонов образуется разница между фактическим и отгруженным объемом ГСМ. При этом недогруженный объем в дальнейшем не компенсируется, а полностью аннулируется. В результате чего фермеры Восточно-Казахстанской области недополучают ежегодно около 3 тыс. тонн дизтоплива по фиксированной цене. Только за 2018-2020 годы ими недополучено около 9 тыс. тонн.
Cложившаяся ситуация вызывает справедливое недовольство со стороны сельхозтоваропроизводителей, так как они вынуждены закупать недогруженный объем по рыночным ценам.
«Это происходит потому, что нормы установлены для одних вагонов, а ГСМ подаются в других. И в договоре прописана дискриминационная статья, в которой указано, что если вагонные нормы не совпали и ГСМ не отобраны, то НПЗ не обязан предоставлять недопоставленный объем», - прокомментировал начальник отдела АПК.
В настоящее время Палата предпринимателей ВКО собирает подписи операторов ГСМ, а в понедельник соответствующее обращение будет направлено главе Правительства, министрам сельского хозяйства и энергетики, в АО «НК «КазМунайГаз», депутату Нуржану Альтаеву.
«Это системная проблема, она существует уже десятки лет в целом по Республике. Но чем хорош кризис, так это тем, что он обнажает все острые проблемы, которые ранее не решались. И на сегодняшний день Глава государства сам занимается всеми поступающими вопросами, лично контролирует и выносит решения. Поэтому я думаю, этот вопрос мы тоже решим», - выразил уверенность Аскар Жакупбаев.
Похожее
14.05.2024 11:38
Конкурс проходил на портале электронных закупок АО...