БЕГСТВО КАПИТАЛА: КАК УДЕРЖАТЬ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В КАЗАХСТАНЕ?
В период нарастающего кризиса из-за пандемии Covid-19, усилилась актуальность возврата незаконно вывезенного из Казахстана капитала. За годы независимости его объем составил порядка 200 млрд долл. США. Чтобы вернуть эти средства были проведены программы легализации имущества и декларации доходов населения. Однако они не дали видимых результатов, обеспечив возврат лишь 10% выведенного капитала. Поэтому возникает вопрос: Какие инструменты необходимо применить Казахстану, чтобы сохранить капитал внутри страны?
В последние годы в информационном поле нередко поднимался вопрос о необходимости возврата в Казахстан незаконно вывезенного капитала. По данным международных экспертов, его объем за годы независимости достиг порядка 200 млрд долл. США. Это в 3,5 раза больше текущих активов Национального фонда. Тем не менее в страну возвращено лишь 90 млн долл. США.
Существуют различные способы вывода капитала, при этом в большинстве случаев вполне легальные. Вносит свою лепту в эти процессы и бизнес, используя различные манипуляции с внешнеэкономическими контрактами. При этом тенденция оттока денег из страны путем осуществления экспортно-импортных операций достаточно устойчивая.
Ориентируясь на европейский опыт, Казахстан давно декриминализовал соответствующую статью Уголовного кодекса, освободив таким образом от серьезных последствий и экспортеров, и импортеров, вывозящих денежные средства из страны. Из инструментария остались лишь административные рычаги воздействия, включая пени и штрафы. Субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, самостоятельно подают декларации, в которых заполняются суммы задолженности по контрактам. Однако этот документ не позволяет определить за что именно выставлена задолженность. Например, она может образоваться в следствии не поступившей выручки от экспорта, или за счет предоплаты за импортируемый товар, который не был доставлен.
Тем не менее из-за пандемии коронавируса, которая приостановила деловую активность в стране, тем самым сократив поступления в бюджет и Национальный фонд, необходимость возврата незаконно вывезенных денежных средств значительно усилилась. Поэтому в среднесрочной перспективе государство стремится сбалансировать бюджет, обеспечив растущие расходы за счет поступлений от ненефтяного сектора экономики. Уже в действующем прогнозе социально-экономического развития Министерства национальной экономики запланировано увеличение доходной части бюджета без учета трансфертов с 9,7 трлн тенге в 2019 году до 13 трлн тенге к 2022 году. Это означает, что из ненефтяной экономики в ближайшие три года планируется дополнительно получить 2,5 трлн тенге налоговых поступлений. При этом одним из главных инструментов повышения доходной части бюджета является именно борьба с теневой экономикой.