БЕНЗИН МОЖЕТ ПОДОРОЖАТЬ НА 30% К 2025 ГОДУ
Доля нефти в себестоимости бензина составляет лишь 11-14%, поэтому ее удешевление незначительно сказывается на розничной стоимости топлива. Тем не менее в долгосрочной перспективе цены возрастут, так как к 2025 году в рамках ЕАЭС должен заработать общий рынок нефти и нефтепродуктов, который позволит уравнять цены на ГСМ между странами-участниками союза.
20 апреля произошло знаковое для нефтяной отрасли событие, но со знаком минус — на американской нефтяной бирже NYMEX стоимость майских фьючерсов нефти марки WTI резко упала, преодолев сразу несколько антирекордных рубежей: сначала 10 долл. США за баррель, затем 0,1 долл. США за баррель и, наконец, -40 долл. США за баррель. В момент закрытия биржи стоимость составляла -37 долл. США за баррель, что в любом случае является абсолютным антирекордом.
Другие сорта нефти также ушли в отрицательную зону, но не так сильно: например, североморская нефть Brent упала до -3 долл. США за баррель, а российская Urals — до -3,5 долл. США за баррель.
Что означает отрицательная цена на нефть?
Из-за пандемии коронавируса мировой спрос на черное золото снизился на 20 млн баррелей в сутки. Несмотря на это, страны продолжили добычу нефти, тем самым увеличив излишки на мировом рынке. По предварительным оценкам во втором квартале 2020 года избыток нефти может составить порядка 14,7 млн баррелей в сутки.
Однако мощностей имеющихся в мире резервуаров и танкеров не хватает для хранения ежедневно увеличивающегося избытка нефти. Уже сейчас заполненность нефтехранилищ в мире превышает 70%. Например, главный американский резервуар в Кушинге (штат Оклахома) загружен на 72% при общей вместимости в 76 млн тонн, а в танкерах по всему миру хранится порядка 160 млн баррелей — это больше годовой добычи нефти Казахстаном.
В результате трейдеры несут издержки по транспортировке и хранению нефти, которые уже превышают цену самой продукции. Поэтому они готовы избавиться от черного золота, чтобы снизить финансовые потери.
Для этого 20 апреля трейдеры установили отрицательные цены на нефть. Важно отметить, что такое событие прежде всего кратковременно, так как произошло в моменте перед закрытием торгов по контрактам майских поставок. То есть они установлены на будущие сделки, а не на саму нефть.
Тем не менее это тревожный прецедент, который демонстрирует неустойчивость нефтяного рынка. В частности, отрицательные цены отражают опасения трейдеров в том, что текущие излишки не будут снижены за счет достигнутых договоренностей в рамках ОПЕК+.
На этом фоне также снижаются и июньские фьючерсы –28 апреля в 22:00 ч. мск. нефть марки Brent торговалась по 22,75 долл. США за баррель, а нефть WTI по 12,73 долл. США за баррель.
Однако падение нефтяных цен не помогли казахстанским производителям бензина
С 2018 года после модернизации нефтеперерабатывающих заводов казахстанские производители впервые за долгое время смогли полностью покрыть внутренний спрос в топливе. Теперь НПЗ способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит топлива возникнет не ранее 2032 года. Это безусловно значимое событие для нефтегазового сектора Казахстана, так как импорт дорогостоящего бензина в страну снизился в 32 раза.
Соответственно по логике, основную выгоду от рекордно низких цен на нефть, которые предлагают производители сырья, должны получить именно НПЗ. Однако на деле не все так просто — в то время как стоимость нефти в последние три года колебалась в существенных пределах, падая и возрастая, цена бензина плавно изменялась, резко подорожав лишь в октябре 2017 года.