05.08.2020
Электронное правительство, или, как в обиходе его называют, e-gov, в последнее время задаёт всё больше загадок. Похоже, его создатели решили превратить процесс получения государственных услуг в электронном формате в некую игру, реалити-шоу.
За последние пару недель мне пришлось несколько раз воспользоваться e-gov, и это было настоящее испытание и нервов, и сил. Нужно отметить, что многие процедуры действительно значительно упростились. Например, чтобы стать индивидуальным предпринимателем, сейчас не нужно идти в управление госдоходов. Эта процедура, бывшая ранее разрешительной, стала уведомительной. Достаточно подать уведомление через электронное правительство, и потом получить талон уведомления о начале деятельности в качестве ИП.
Сама подача уведомления заняла несколько минут. Но вот талон, без которого никакая деятельность невозможна, даже счёт в банке не откроешь, пришлось искать в недрах портала больше часа! Хотя, все документы, для получения которых были поданы обращения, должны находиться в личном кабинете. Тяжело пришлось решать эту логическую загадку – где же талон? Да, хорошая тренировка мозгов. Но почему, если здесь же, на портале, написано, что итоговый документ поступит в личный кабинет, в реальности приходится искать его, словно при игре в прятки? Не оказалось талона и на портале электронного лицензирования, куда настойчиво отсылала инструкция. Кстати, нашёл совершенно случайно, когда уже и отчаялся. Зато радости не было предела. Много ли человеку нужно для счастья?
Через несколько дней снова пришлось познать все прелести электронного правительства. Нужно было распечатать жене архивные справки для подтверждения трудового стажа. Зашёл в её личный кабинет с твёрдой уверенностью, что справки именно там. Да, уведомление об исполнении там есть. Но при нажатии на ссылку почему-то открываются лишь сведения об удостоверении личности. И начались трёхчасовые поиски! Приступы отчаяния сменялись приступами злости – я должен найти эти справки! Потом было пассивное равнодушие. И так настроение чередовалось. Лишь когда я полностью обессилел от тупой головной боли, позвонил жене, и сказал, что придётся идти за справками в архив. Уже перед тем, как закрыть страницу электронного правительства, обратил внимание на правый верхний угол, где была фамилия и имя супруги. Щёлкнул. Ниже шла графа «История обращений». Пошёл дальше. И вдруг – «просмотреть входящий документ». Такого я ещё не видел. Жму, и вдруг открывается архивная справка! И так все пять нужных справок! И ведь снова, как и талон, нашёл в самый последний момент, когда уже плюнул на всё. Кто ищет, тот всегда найдёт!
А если серьёзно – неужели электронное правительство создавали, чтобы три часа там искать необходимый документ?! За три часа можно было спокойно, без нервов, съездить в архив, пройтись по городу, попить кваску, купить эскимо. И не пялиться отчаянно в монитор.
Кто-то скажет – «чайникам» так и надо, чтобы лучше компьютер осваивали. Конечно, я не крутой компьютерщик, но и далеко не «чайник». Пользователь средних навыков. С электронным правительством работаю давно, от редакции чуть ли не каждый день высылаю запросы через функцию электронных обращений. Очень удобно.
Но вот, как оказалось, документы, заказанные через портал, найти очень сложно. Даже для человека, неплохо владеющего навыками пользователя ПК. А что говорить о тех, кто и представления не имеет об электронном правительстве?! Почему-то у власти сложилось искажённое представление о компьютерной грамотности населения. Чуть ли не поголовная эта грамотность. Реальный уровень пока ещё невысокий. Если человек играет в пасьянс, или даже может зайти в Интернет – это ещё не грамотность.
В связи с карантином многие услуги, которые оказывает правительство для граждан через ЦОНы, полностью перевели в электронный формат. И никто не подумал, а как же эти услуги будут получать люди, которые не в ладах с компьютером, или у которых его вообще нет? Да, можно через приложение на смартфоне. Но если с трудом представляешь, что такое e-gov, то и смартфон не поможет. Я знаю многих хороших компьютерщиков,
которые прекрасно пользуются фотошопом, графическими, дизайнерскими программами, знают 1С, но никогда не пользовались e-gov.
Не можешь пользоваться e-gov, иди в ЦОН, там помогут. Да, верно. Не знаешь, как заказать документ из дома, сидя на мягком диване, значит, иди ногами, сиди в очереди и жди. Но так было в прежнюю эпоху, довирусную. Вирус всё резко изменил. Теперь, чтобы попасть в ЦОН, нужно воспользоваться … электронным бронированием очереди! Т.е. зайти на портал электронного правительства, даже без электронной цифровой подписи, по разовому паролю, который присылают через СМС, и забронировать очередь в нужном ЦОНе. Но вот беда, электронное бронирование не работает! Совсем не работает! Вместо бронирования вы видите симпатичного робота и страшную для всех пользователей Интернета цифру 404, а это означает, что «страница не найдена».
Значит, нужно забронировать очередь, позвонив по телефону 1414. Звоним. Оператор спрашивает, какой вид услуг нужен, в каком городе находится человек, и по какому адресу ему нужен ЦОН. Называет время, согласовывает – будет ли такое время удобно. Но вожделенное свидание с ЦОНом, всё же, не состоится. Дело в том, что и оператор по телефону 1414 также бронирует нам очередь через портал. И у него электронное бронирование не работает! Ему остаётся только извиниться и попросить позвонить попозже. Электронное бронирование не работает уже несколько дней! И сегодня, 4 августа, эта важнейшая функция не работала. ЦОНы принимают тех, кто забронировал очередь раньше. Скоро они опустеют, потому что желающие попасть просто не могут получить заветную очередь! И что – программисты портала электронного правительства не могут наладить работу электронного бронирования?! Государственного портала Правительства для граждан!
Ситуация и так накалённая, зачем ещё больше накалять вот такими техническими неполадками?! Народ замордован этим карантином, ограничениями, потерей работы, а жизнь ведь идёт, и нужно решать массу повседневных вопросов. Например, снять деньги с карточки. А работающих банкоматов совсем мало. Крупные торговые центры закрыты, там всегда много банкоматов. У действующих банкоматов громадные очереди. А тут ещё некоторые банки снизили сумму снятия наличных, и предел, при котором не взимается процент за снятие.
Жизнь становится всё веселее и веселее. Препятствия, которые нам приходится героически преодолевать, растут в геометрической прогрессии. То, что вчера казалось очевидным, сегодня становится, чуть ли не самым желанным. Одно радует в этой ситуации. С таким темпами развития информационных технологий нам ещё очень далеко до тотального контроля над населением и цифрового концлагеря, к которому, похоже, идёт весь мир. Какой уж тут цифровой концлагерь, если у нас электронная очередь не работает!
Денис Данилевский
Похожее
14.05.2024 11:38
Конкурс проходил на портале электронных закупок АО...