22.07.2021
Лето, июль, жара… Но выбраться из пыльного, загазованного, душного города даже к себе на дачу – весьма непростая задача.
Многим дачникам для этого необходимо ехать на поезде. Сама по себе такая поездка – это уже экстремальное испытание. Ещё нет семи утра, а состав отправляется со станции Оскемен 1 (бывшая Защита) по маршруту «Оскемен 1 – Алтай (бывший Зыряновск)». В 7-10 поезд уже на станции Усть-Каменогорск (УКа вокзал), где и садится основная часть пассажиров.
Первая часть экстрима – каким-то образом добраться до вокзала в столь ранний час субботнего утра. Наблюдение на автобусной остановке УК вокзал показало такие результаты. В 6-25 17 июля там стояли три автобуса – маршруты 13, 42, 46 и маршрутное такси 246. В 6-30 отправился 13 –й маршрут. В 6-42 ушла 246-я маршрутка. В 6-50 уехал 42-й. В 7-00 приехал самый первый автобус 13-а, переполненный, пассажиры сразу торопливо пошли на перрон, ведь через 10 минут прибудет поезд. В 7-03 в первый рейс пошёл 46-й. Итак, добраться до станции к назначенному времени на автобусе могли только горожане, проживающие по пути следования маршрута 13-а. У всех других не было даже теоретических шансов воспользоваться такими видами транспорта, как автобус или маршрутное такси.
Больше повезло тем, кто живёт вблизи трамвайных линий. Несколько трамваев за это время приехали на конечную остановку, и привезли довольно внушительное число пассажиров. Но трамвайное сообщение охватывает довольно ограниченный круг городских районов.
Остаётся один способ – такси. И действительно, легковушки подъезжали к вокзалу чуть ли не каждую минуту. С развитием программы inDriver воспользоваться этой услугой стало довольно просто. Исключается посредник в лице агрегатора, и зависимость от диспетчера. Но старшее поколение пока по старинке звонит в диспетчерскую, и потом волнительно ждёт машину, умоляя «девочек» поторопить. Правда, есть одно существенное неудобство – дороговизна. Если каждую неделю тратить на такси по 1000 тенге утром и по 1500 вечером, когда возвращаешься с дачи (утром автобусов и «маршруток» ещё нет, а вечером, когда поезд прибывает в город, их уже нет), выходит довольно внушительная сумма. 2500*4 = 10 000 тенге в месяц. За полгода дачного сезона– 60 000 только на такси. Если ездить на полив ещё и в среду, то добавим дополнительно 60 000. Золотые получаются картошечка, огурчики, помидорчики! Не по карману даже многим работающим, не говоря уже о пенсионерах! Поэтому и прибавляется число заброшенных дачных участков.
Вторая часть экстрима – попасть в вагон. Это очень сложно, учитывая, что вагонов всего четыре. Кроме дачников в поезде едут и на отдых, на базы побережья Бухтарминского водохранилища. Состав ещё движется вдоль перрона, а народ уже бежит за вагонами, стараясь оказаться в числе первых счастливчиков у заветных ступенек для входа. В итоге вагон забит до отказа.
Третья часть – это выдержать саму дорогу. Сидят по 4 человека, даже опустив боковые места, стоят в проходах, стоят в тамбуре, возле туалета… Какая уж тут социальная дистанция, какие санитарные ограничения! По всем современным меркам такой поезд – это просто рассадник коронавируса! Но люди едут. Кроме людей – ещё и груз. Весной – ящики с рассадой, с середины лета и до поздней осени вёдра, мешки, рюкзаки, фляги с урожаем. Духота, жара, окна закрыты, народ обмахивается газетками, вытирает льющий ручьём пот, старики достают валидол… И так полтора-два часа, пока не закончатся все дачные массивы вдоль железной дороги.
Ну а четвёртый этап экстрима – в том же порядке и с теми же трудностями вернуться домой.
Перед началом движения поезда по летнему расписанию (с 30 апреля) сообщалось, что в составе будет до 7 вагонов. Сначала действительно запустили 6 вагонов, но ненадолго. Затем 5, и вот теперь 4. А вообще эта печальная история с поездом длится уже годами, десятилетиями. До развала Союза в этом направлении ходили 2 поезда: «Зыряновск-Алма-Ата», и «Защита-Зыряновск». В последнем было 12 вагонов, и он двигался ежедневно! Затем поезд до Алматы стал отправляться с Защиты. Поезд до Зыряновска продолжал движение, но количество вагонов резко уменьшилось, правда, на лето пустили ещё один маршрут «Защита-Серебрянск», на нём, в основном и ездили дачники. Но уже много лет, как поезд на Серебрянск отменили. Сейчас один поезд в 4 вагона, три раза в неделю: среда, суббота, воскресенье и праздничные дни. Мы не раз, ещё в бытность газеты «Flash!», писали о проблемах с поездом, направляли запросы, приглашали высокопоставленных чиновников, депутатов проехать в вагоне, своими глазами посмотреть, в каких скотских условиях приходиться людям добираться до дач. Но меняются акимы, уходят из жизни дачники, вырастают дети, а вот в ситуации с поездом ничего не меняется. А ведь железная дорога – единственный надёжный способ доехать до этих дач. На машине туда можно добраться лишь на внедорожнике, дорога такая, что не любой опытный и отчаянный водитель возьмётся по ней ехать. И себя жалко, и машину жалко. А после дождя и внедорожник не пройдёт.
В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО нам сообщили, что согласно договору на долгосрочное субсидирование расходов перевозчика, связанных с осуществлением перевозок пассажиров по социально-значимым сообщениям, минимальное количество вагонов составляет 3 единицы. Сейчас 4 вагона. Формально, вроде бы, условия договора не нарушаются. Но в управлении забыли упомянуть, что минимальные три вагона – это в зимнее время, когда поток пассажиров значительно снижается. Летом вагонов нужно больше!
Всё-таки, наше письмо, видимо, возымело действие. Далее и.о заместителя руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО А. Рахимбаева сообщает, что «предусмотрено увеличение вагонов до 5 единиц». Такое радостное событие произойдёт с 24 июля. Уже в эту субботу у дачников появится шанс проехать в менее скотских и более человеческих условиях. «На 2021 год сумма субсидии, предусмотренная на железнодорожный маршрут «Оскемен 1 – Алтай» составляет 269,1 млн. тенге», - сообщает редакции управление. Перевозчиком уже многие годы является ТОО «Solux Экспресс», базирующееся в столице.
Итак, милость к дачникам проявлена. Ещё один вагон выделен, но не факт, что надолго. А ведь вся эта ситуация из разряда того необходимого минимума, который обязана делать власть для людей. Кормит народ сам себя – так ему благодарность нужно выразить и помочь хотя бы нормально доехать до садово-огородных участков. С учётом нынешних просто фантастических, нереальных цен на овощи, даже такие простейшие, как морковь и свёкла, самообеспечение овощами и ягодами – это важнейшее дело и возможность элементарно выжить, не голодать. Поддержка дачников вроде бы провозглашалась на государственном уровне, но дальше разговоров дело не пошло. Так сделайте хоть что-нибудь, хотя бы пару вагонов добавьте в поезд!
Зачем вообще нужна государственная власть, если она не решает самые необходимые для людей вопросы?! Если в городе, в областном центре, невозможно в нужное время добраться на автобусе до вокзала или домой! Если в пригородном поезде приходится ехать, сидя друг у друга на головах! Между тем, только на обеспечение деятельности акима Усть-Каменогорска из бюджета выделяется в 2021 году 292 млн. 439 тысяч 100 тенге. Это почти на 30 млн. больше, чем на субсидии для поезда! А какой прок от «деятельности» такого акима, если даже общественный транспорт в городе не работает, хотя бы по минимальным стандартам?!
В Казахстане даже нет механизма оценки деятельности органов власти. С 2010 года существует «Система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы». Система эта довольно бюрократизированная и базируется, в основном, на статистических данных. Но даже такой формальной оценке не подлежат акимы городов и районов!
2 сентября 2019 года в ходе своего послания народу страны президент Касым-Жомарт Токаев заявил: «Считаю возможным в качестве пилотного проекта внедрить систему оценки населением эффективности работы местной власти. Например, если в результате опроса более 30 процентов жителей считают, что аким города или села неэффективен — это основание для создания специальной комиссии».
Но и спустя почти два года это заявление так и не было претворено в жизнь. Хотя из Усть-Каменогорска к президенту поступали обращения с просьбой провести пилотный проект именно в областном центре ВКО, дать возможность горожанам выразить оценку работы акима Жаксылыка Омара. Выборность акимов пока вводится лишь на самом низовом уровне – в сельских округах. Вот и получается, что воздействие народа на работу местного акима практически невозможно в рамках действующих законов. Кроме массовых требований о его отставке. Недоверие акиму могут выдвинуть и депутаты маслихата, но, скорее Земля с Луной поменяются местами, чем это произойдёт. Отчёты акимов перед населением с самого начала стали фарсом, спектаклем. Никакой роли в судьбе отчитывающегося они не играют.
Вот и живут акимы, полностью оторвавшись от реальных нужд своего населения. Их благополучие, срок нахождения на властном посту, зависят лишь от вышестоящего начальника, но не от народа.
Денис Данилевский
Фото автора
Похожее
14.05.2024 11:38
Конкурс проходил на портале электронных закупок АО...