Несмотря на очередной кризис, «затопивший» мировой автопром, казахстанский авторынок пока растёт

29.04.2022

В МАРТЕ ПРОДАЖИ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В МИРЕ УСТУПИЛИ ПРОШЛОГОДНИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ НА 14%. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ В КАЗАХСТАНЕ, НАПРОТИВ, ОТМЕЧЕН РОСТ ПРОДАЖ СРАЗУ НА 28%

 

Несмотря на глобальный полупроводниковый и логистический кризис, казахстанский авторынок растёт и развивается, как и автопром РК

 

За январь–декабрь 2021 года, по данным Международной организации автопроизводителей OICA, было продано 82,7 млн новых автомобилей. Несмотря на глобальный дефицит полупроводников, это на 5% больше по сравнению с 2020-м. Впрочем, стоит отметить и тот момент, что рост продаж новых автомобилей в сравнении с 2020 годом неудивителен и ожидаем: тот год отличался снижением даже не спроса, а возможности приобрести вообще любые товары в силу разгула COVID-19. Напомним: именно в 2020-м началась пандемия коронавируса, которая и повлияла в итоге на продолжающуюся нехватку микрочипов из-за карантинных простоев выпускающих их заводов и фабрик, а далее ситуация усугубилась логистическими проблемами. При этом по сравнению с «докоронакризисным» 2019 годом продажи 2021-го упали на 9,4%.

В Европе в 2021 году объём продаж новых автомобилей вырос лишь на 1% по сравнению с 2020-м; в частности, в России рост составил 6,8%, в Италии — 6,4%, во Франции — 2%, в Испании — лишь 0,3%, а в Германии и вовсе наблюдался спад продаж на 9%.

В Азии, Океании и на Ближнем Востоке продажи выросли на 5,8%. При этом в Китае, который лидирует по продажам новых автомобилей в 2021 году, рост составлял 3,8%, однако в Японии и Южной Корее продажи сократились на 3,3% и 9% соответственно. Ещё один важный для отрасли и негативный момент: в марте 2021-го в Японии произошел пожар на втором по величине заводе в мире, производящем автомобильные микросхемы; на него приходилось более 20% всего рынка полупроводников.

Отдельно подчеркнём: по сравнению с «докоронакризисным» 2019-м провал автопродаж наблюдается абсолютно во всех перечисленных странах и регионах, кроме Китая, показавшего небольшой рост — всего на 1,9%.

 

 

Примечательно, что в Казахстане дефицит полупроводников и логистические проблемы, связанные с пандемией коронавируса, не помешали увеличению объёма продаж новых автомобилей: в секторе отмечен рост по сравнению с 2020 годом сразу на 27,4%. Более того, по сравнению с «докоронакризисным» 2019-м рост составил сразу 58,2%.

Последние два года, крайне тяжёлые для мировых автопроизводителей, не остановили развитие отечественных компаний. В частности, в 2020-м в стране начал работу автозавод Hyundai Trans Kazakhstan, чьи автомобили быстро вошли в число лидеров по продажам на внутреннем рынке. К примеру, в текущем году в сегменте продаж новых автомобилей бренд Hyundai лидирует третий месяц подряд, а за март текущего года доля Hyundai составила 30,1% от всех продаж новых автомобилей в РК.

В целом за март 2022-го в Казахстане было продано 10,8 тыс. новых автомобилей — на 28,3% больше по сравнению с мартом прошлого года.

 

 

В то же время в мире дела обстоят заметно хуже, чем в Казахстане. Ранее эксперты прогнозировали восстановление рынка и выход мирового автопрома из кризиса к весне-лету текущего года, но военные действия России в Украине провоцируют новые сложности в производстве микрочипов. Украина обеспечивает почти половину мирового спроса на благородный газ неон, который необходим при производстве микрочипов, и нехватка этого сырья может подорвать наметившееся восстановление полупроводниковой отрасли.

Мировые продажи новых автомобилей уже сократились: в марте показатель ушёл в минус на 14% по сравнению с мартом 2021-го, составив 7,2 млн авто. Продажи новых автомобилей в Китае сократились на 6,3%, в Великобритании — на 14,3%, в Германии — на 17,5%, в Южной Корее — на 18,1%, в Японии — на 18,2%, а в соседней России — сразу на 62,9% (впрочем, в России с отраслью всё в целом достаточно пессимистично, вплоть до готовности Министерства промышленности и торговли РФ снизить обязательные требования к безопасности автомобилей, выпускаемых российскими автозаводами, то есть российский автопром возвращается к требованиям, действовавшим 15 лет назад).

 

 

Помимо затянувшихся и усугубляющихся проблем с полупроводниками, на продажи новых автомобилей по всему миру может также повлиять очередной глобальный логистический сбой. Предпосылок к этому, к сожалению, достаточно: например, новая вспышка коронавируса и очередная волна заболеваний в Китае, крупнейшем логистическом хабе в мире, где при выявлении COVID-19 закрывают на карантин сразу целые районы и города. Нарушение логистических цепочек уже бьёт по мировым поставкам любой продукции также и из-за вызванного Россией геополитического кризиса, в том числе по причине санкционных ограничений, связанных с этой ситуацией.

Похожее