04.10.2021
30 сентября представитель бизнес-омбудсмена по ВКО, заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей ВКО Алия Мукашева приняла участие в Едином дне отчета, который прошел традиционно по всей стране. Она рассказала об актуальных проблемах в сфере государственного надзора и контроля предпринимательской деятельности.
Руководитель правового блока Палаты предпринимателей ВКО, выступая с докладом в рамках Единого дня отчета, который прошел в Восточном Казахстане в режиме онлайн, отметила, что НПП «Атамекен» на протяжении уже восьми лет совместно с центральными государственными органами работает над улучшением бизнес климата в стране. За это время проведена широкомасштабная работа над сокращением сфер государственного надзора и контроля предпринимательской деятельности, произведена ревизия нормативных актов, внесены новые понятные регуляторные инструменты, максимально сокращены разрешительные документы, разработаны новые инструменты мер поддержки предпринимательства.
«Безусловно, введение в 2020 году моратория на проверки малого и микробизнеса сократило число проверок в отношении вышеуказанной категории субъектов предпринимательства, однако отразилось на среднем и крупном предпринимательстве. Так, в 2020 году по нашей области зарегистрирована 831 проверка, тогда как за 8 месяцев текущего года зарегистрировано 1083 проверки, что на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года», – привела статистические данные Алия Мукашева.
По поручению Президента Касым-Жомарта Токаева Нацпалата совместно с Министерством национальной экономики занимается реализацией проекта по внедрению регулирования предпринимательской деятельности «с чистого листа». Данную работу начали с объектов общественного питания – в частности провели ревизию нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования и регуляторные инструменты в отношении общепита.
«Всего было рассмотрено 62 НПА. В ходе анализа установлено 663 требования, не соответствующих базовым условиям, 71 требование нуждается в изменениях, 592 требования необходимо отменить. К примеру, в критериях оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеется пункт 15, регламентирующий наличие на пищеблоках защитной арматуры на светильниках, светильников с влаго-защитным исполнением. Но данная норма давно устарела, ведь такие светильники применялись еще в советский период. И таких устаревших, в некоторых случаях абсурдных требований, которые необходимо отменить либо привести в соответствие базовым условиям только по общепиту свыше 1000», – сообщила представитель уполномоченного по правам предпринимателей.
В Палате предпринимателей считают, что регуляторная политика должна основываться на предупреждении правонарушений, а не на борьбе с ее последствиями. Однако в сфере применения превентивных норм Кодекс РК «Об административных правонарушениях» по большей части предусматривает ответственность в виде штрафа без возможности применения предупреждения за совершенное правонарушение. И хотя Президент официально поручил принять меры по гуманизации административного законодательства, на практике такие меры в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности не только не принимались, а, наоборот, были усилены.
«Примером тому статья 425 КоАП «Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов», по которой еще 2019 году Палата предпринимателей ВКО подняла проблему необоснованного увеличения санкции в несколько раз. Данная проблема внесена в Реестр проблем предпринимательства и находится в работе НПП «Атамекен», – сказала Алия Орумбековна.
Еще одной проблемой остается камеральный контроль. Многие государственные органы хотят иметь в своей компетенции право на проведение камерального контроля, хотя на самом деле это не объективный вид контроля, который не следует расширять по сферам и отраслям. Такова принципиальная позиция Палаты, поскольку проверяемый в таких случаях лишен возможности своевременно доказать свою правоту, а постфактум, как показывает практика, уже ничего не решается.
«Пользуясь случаем, хотела бы обратить внимание отдельных государственных органов на необходимость пересмотра системы оценки рисков при составлении графиков проверок. Данная сфера отмечается чрезмерной репрессивностью в контрольно-надзорной деятельности: из десяти соответствующих статей КоАП только статья 93 предусматривает предупреждение. К примеру, за 2020 год по результатам проверок к административной ответственности привлечено 174 субъекта, при этом предупреждение как вид адмвзыскания вообще не применялось. Аналогичным образом за первое полугодие т. г. из 74 привлеченных субъектов предупреждение ни к кому не применялось», – отметила замдиректора РПП.
Алия Мукашева подчеркнула, что снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности в 2020-2021 годах наблюдалось лишь в сферах противопожарной безопасности (в общей сложности 69,3% предупреждений) и налоговых обязательств (77% предупреждений). В то же время, чрезмерная репрессивность в отношении субъектов предпринимательства отмечается в сферах санитарно-эпидемиологической безопасности (0,8% предупреждений), экологической безопасности (1,2%), архитектурно-строительного контроля и земельных отношений (0%).
«В 2020 году прокуратурой области совместно с органами правовой статистики выявлено 93 факта незаконных проверок и неправомерного включения предпринимателей в График проверок по особому порядку, из них 97% по линии санэпидконтроля и 3% по линии ЧС», – сообщила Алия Мукашева.
В пример представитель бизнес-омбудсмена привела незаконно запланированные проверки в отношении ТОО «Нефрит 13» из Глубоковского района, частного детсада «Азамат» из Усть-Каменогорска и др. Данные неправомерные действия были пресечены надзорным органом. Всего Палатой предпринимателей ВКО совместно с органом правовой статистики был установлен 91 факт незаконных внеплановых проверок субъектов бизнеса со стороны органов санэпидконтроля.
Подробнее Алия Мукашева остановилась на фактах неоднократных проверок субъектов предпринимательства. Ярким примером является ТОО «Шахан-Ата» из Глубоковского района, которое за последние 5 лет проверили 27 раз, при этом в 16 случаях госконтроль заканчивался без нарушений. В то же время, более 20 магазинов из этой же эпидкатегории и из того же поселка остаются вне поля зрения УСЭК в течение трех лет.
«В целях дальнейшего улучшения бизнес-климата Палата предпринимателей ВКО полагает правильным инициировать внесение дополнений в статью 141 Предпринимательского кодекса, где предусмотреть каникулы от проверок для субъектов среднего предпринимательства в течение двух лет со дня госрегистрации и (или) получения положительного санэпидзаключения. В заключение подчеркну, что в настоящее время необходимо максимально сконцентрировать работу контрольно-надзорных органов на предупреждении правонарушений, соответственно с нашей стороны будет продолжена работа по внедрению регулирования «с чистого листа», – подытожила Алия Мукашева.
Похожее
14.05.2024 11:38
Конкурс проходил на портале электронных закупок АО...