03.03.2021
Так, отвечая на вопрос о будущей продаже в частную собственность трамвайного парка в Усть-Каменогорске, глава области сказал.
- Трамвайный парк включён в программу приватизации на 2025 год. Возможно, если предприятие будет работать эффективно, безубыточно, если не будет нести нагрузку на бюджет, то ситуация может поменяться.
А пока, в оставшиеся 4 года, как сообщил Даниал Ахметов, будет продолжен ремонт путей, контактной сети, и ремонт трамваев. Сейчас в числе действующих уже 17 трамваев, ещё 7 восстанавливаются.
Таким образом, к моменту приватизации будет проведён основной объём ремонтных работ. Получается, что будущему собственнику не придётся нести расходы по приведению всего трамвайного хозяйства в порядок, это уже сделают за счёт бюджета. Конечно, ему нужно будет потратиться на покупку предприятия. А какая оценочная стоимость будет определена? Да и торги идут, как правило, на понижение.
Такой же ответ дал Даниал Кенжетаевич и на вопрос о предстоящей приватизации аэропорта в г. Семей.
- Была проведена большая реконструкция аэровокзала. Мне очень нравится здание воздушной гавани Семея. Теперь аэропорт может принимать практически все типы самолётов. Если к 2025 году там будет эффективная работа, то, возможно, аэропорт и не станут передавать в конкурентную среду. Даже если и произойдёт приватизация, то условия будут такими, чтобы работа только улучшалась. Нужно спокойно относиться к этой ситуации. В любом случае усилия будут направлены только на улучшение обслуживания пассажиров. Уверен, что как только снимут ограничения, Семей станет принимать и внутренние, и международные рейсы, - сказал аким области.
Кстати, в план приватизации внесён и аэропорт г. Усть-Каменогорска. И руководитель региона уже давно заявил, что ремонт аэровокзала областного центра начнётся в этом году, и реконструкция будет весьма масштабной. Как известно, частичная реконструкция уже проводилась. В частности, построен зал прилёта.
Всё это хорошо. Но снова возникает резонный вопрос – если два аэропорта крупнейших городов ВКО отремонтируют за счёт бюджета, то зачем их продавать в частную собственность? Если речь идёт о снижении нагрузки на бюджет, то, логичнее было бы продать их в том состоянии, в котором они находились до ремонта, а реконструкцию возложить уже на частного собственника. Но нет, получается, наоборот. Сначала эту самую «нагрузку на бюджет» сделают, отремонтируют, а потом, с новой взлётно- посадочной полосой, с обновлённым зданием «передадут в конкурентную среду». Выходит, что на самом деле забота не о снижении нагрузки на бюджет, а о снижении расходов будущего частного собственника! Аким области отметил, что после ремонта, мол, и стоимость аэропорта возрастёт. Но перекроют ли поступления от продажи затраты на ремонт? Или воздушные гавани достанутся по весьма умеренным ценам «нужным людям»?
Два аэропорта ВКО включены в программу приватизации до 2025 года по перечню предприятий, входящих в социально-предпринимательскую корпорацию «Ертiс». В списке также 39 организаций коммунальной собственности. Среди них центры управления пассажирскими перевозками в Усть-Каменогорске и Семее, АО «Усть-Каменогорские тепловые сети», ГКП «Теплокоммунэнерго» г. Семей, все предприятия, занимающиеся сферой ЖКХ и коммунальных услуг в районах области, авиационное подразделение ВКО, центр экологической безопасности и ряд других. Замечание по ходу статьи – сколько бюджетных средств было вложено в ГКП «Теплокоммунэнерго» в Семее! Эту цифру даже сложно посчитать, но это точно десятки миллиардов тенге, если не сотни! И недавно Даниал Ахметов заявил о выделении средств на ремонт практически всех крупных котельных. А что потом делать частному собственнику? Повышать тарифы и получать оплату за тепло и горячую воду?
На список предприятий коммунальной собственности, включённых в программу приватизации, местные органы власти ещё теоретически могут повлиять. Так, согласно постановлению правительства, областным акиматам предложено утвердить перечень этих предприятий. Конечно, сложно представить, что акимы областей не последуют этой рекомендации правительства. Также акиматам рекомендовано ликвидировать те предприятия, которые трижды будут выставлены на торги, и никто их не приобретет.
Что касается самых крупных объектов ВКО, включённых в программу приватизации, то согласно данным с сайта Реестра госимущества по ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС» и ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» составлен подробный план предпродажной подготовки, который будет длиться четыре месяца. Торги назначены на 4 мая, заключение договора купли-продажи намечено на 17 мая 2021 года. Данных о стоимости активов пока нет. Оценку объектов и назначение стартовой цены планируется завершить в начале апреля.
Наши читатели обратили внимание на один очень важный аспект недавней истории двух крупнейших ГЭС Казахстана. Вот какое письмо поступило на электронную почту редакции.
«Данные ГЭС до передачи в концессию были в виде АО, государству принадлежало 89,99 АО «Усть-Каменогорская ГЭС» и 92,14% АО «Шульбинская ГЭС», остальное принадлежало сотрудникам. Далее компания AES выводит все активы данных ГЭС в новые ТОО. Затем государство судится с ними в зарубежных судах. В 2017 году ГЭС возвращаются в виде ТОО, государство «забывает» про АО, которые висят пустые в составе Самрук-Энерго. Видно структуру на сайте https://www.samruk-energy.kz/.../structure-of-the-group
Людей, бывших работников, кинули, оставили пустые АО и сейчас пытаются продать данные ТОО. Акции были у более 8000 работников, сейчас это уже пенсионеры, кто-то ушел в мир иной.
Эти вопросы не раз поднимались, просто сейчас люди уже старые и отчаялись что-то вернуть».
Да, действительно, акционеров ГЭС просто-напросто кинули. Об этом не раз были публикации в газете «Flash!». Очень активно выплаты дивидендов добивался руководитель инициативной группы, ветеран системы «Алтайэнерго» Николай Матвеевич Тарнайкин. Уже много лет, как он скончался. Конечно, при приватизации этот вопрос не будет решён, поскольку продаются ТОО, а не АО. Акционерные общества находятся в составе «Самрук-Энерго», но, имущества у них нет. Будут ли вообще когда-нибудь выплачены дивиденды акционерам АО – этот вопрос редакция задаст руководству фонда «Самрук-Казына».
Итак, приватизация продолжается. В этом нет ничего удивительного и особенного. Ведь одна из главных целей развала Советского Союза и состояла в том, чтобы можно было заполучить самые лакомые объекты мощной советской экономики, созданные тяжким трудом нескольких поколений рабочих, инженеров, управленцев, в частную собственность. Насколько мощной была экономика советского государства, можно судить по тому, что прошло уже 30 лет с момента развала страны, а приватизация идёт до сих пор, ещё не всё распродали и распределили между «нужными людьми», между «элитой». Досталось и иностранным олигархам. Особенность предстоящего этапа в том, что некоторые объекты, а если внимательно изучить, то, окажется, что их очень много, сначала отремонтируют, приведут в порядок за государственный счёт, а потом уже продадут в частную собственность. Чтобы у новых владельцев было поменьше забот.
Денис Данилевский
Похожее
14.05.2024 11:38
Конкурс проходил на портале электронных закупок АО...