Половина объема розничной торговли приходится на города Алматы, Нур-Султан и Восточно-Казахстанскую область
За последние три года обороты продовольственных и непродовольственных товаров демонстрировали нестабильную динамику. Так, если в 2017 году реализация продовольственных товаров увеличилась на 12%, а непродовольственных – снизилась на 0,8%, то в 2018 году наблюдается обратная динамика – оборот продовольственных товаров сократился на 1,6%, а непродовольственных увеличился на 11,2%.
В 2019 году реализация товаров демонстрирует более слаженную динамику — оборот продовольственных товаров увеличился на 3,2%, достигнув 3,8 трлн тенге, а рост непродовольственных товаров составил 7,1% с объемом реализации в 7,7 трлн тенге.
Региональным лидером на потребительском рынке традиционно является город Алматы, где объем розничных продаж за год вырос на 19,6%, достигнув 3,6 трлн тенге. Также в ТОП-3 регионов входят город Нур-Султан с объемом торговли 1,3 трлн тенге и Восточно-Казахстанская область с торговым оборотом в 1 трлн тенге. Перечисленными регионами формируется половина розничного оборота страны, что в денежном выражении соответствует 5,9 трлн тенге.
72% розничного оборота обеспечивают малые предприятия и индивидуальные предприниматели
Торговый сектор в Казахстане развивается стабильно, однако темпы роста остаются невысокими. Сектор остается крупнейшим в экономике страны, обеспечивая деятельностью 83,2 тыс. предприятий. Тем не менее несмотря на увеличение продаж, предприятия сохраняют малую форму – в стране действуют 82,6 тыс. малых предприятий. А количество средних и крупных предприятий сокращаются последние три года в среднем на 4% и по состоянию на 1 января 2020 года их количество составило 372 и 167 соответственно.
Соответственно, основной объем продаж формируют индивидуальные предприниматели – 41,9% от всего товарооборота, а вместе с малыми предпринимателями — 72% продаж. Доля средних и крупных предприятий в розничных продажах составила лишь 28%.
С 2017 года торговля также является крупнейшим работодателем в стране – 16% от всего занятого населения задействованы в данном секторе или 1,4 млн работников.
За пять лет инвестиции в торговлю выросли практически в 2 раза
По итогам 2019 года инвестиции в основной капитал в торговую сферу составили 234,2 млрд тенге, увеличившись на 8,4% в сравнении с 2018 годом. При этом 90% средств приходятся на собственные активы предприятий, а остальные 10% формируют банковские кредиты и заемные средства. То есть развитие торговой сферы осуществляется без финансирования со стороны государства.
В свою очередь приток иностранных инвестиций в торговлю сократился — за девять месяцев 2019 года объем привлеченных инвестиций составил 2,2 млрд долл. США, тогда как в 2017 году показатель составлял 2,4 млрд долл. США, а в 2018 году – 2,6 млрд долл. США.
|