11.02.2021
В чём преуспели наши власти за три десятилетия новых экономических отношений – так это в придумывании разных технологий уничтожения. Возникло столько схем, что для их изучения потребуется немало времени. Уничтожить можно человека, причём речь не идёт о физическом уничтожении, зачем так грубо. Просто достаточно состряпать дело, и всё, нет человека, он исчез из общественной или предпринимательской деятельности. Запросто можно уничтожить успешное предприятие, созданное с нуля, созданное усилиями сотен и тысяч людей. В этом случае включается вся мощь административного ресурса. А цель элементарная – убрать конкурента или «отжать» бизнес.
А вот с технологиями созидания у власти явные трудности. На созидание страна и общество как-то слабо нацелены, или не нацелены вообще. Какое созидание, если у многих задача предельно проста – нам бы день прожить, да ночь продержаться, а там видно будет. Да и для созидания нужна сплочённость, а где она, когда каждый сам за себя, когда жизнь проходит в постоянном ожидании, что не сегодня, так завтра прилетит какой-нибудь «сюрприз» от государства, и всё может рухнуть в один момент.
Суд в формате цветной картинки
29 января в специализированном межрайонном экономическом суде г. Нур-Султан завершилось рассмотрение иска министерства индустрии и инфраструктурного развития РК к АО «АЗИЯ АВТО» о взыскании убытков.
Напомним, что в апреле прошлого года МИИР объявило о расторжении соглашения о промышленной сборке с АО «АЗИЯ АВТО». По данному соглашению предприятию были предоставлены льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин при ввозе автокомпонентов. Предприятие взяло обязательство организовать в 2017 году производство по сварке и покраске кузовов автомобилей. Соглашение было заключено в 2010 году, в 2017 году продлено. Поскольку сварочное и окрасочное производство в силу ряда объективных причин пока ещё построено, МИИР и приняло решение расторгнуть соглашение. Об этой ситуации написано уже немало. На нашем сайте и страницах в социальных сетях 2 декабря прошлого года также был опубликован подробный материал с пресс-конференции председателя совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» Анатолия Балушкина («Тревога коллектива и молчание власти»). Повторяться нет смысла, желающие могут прочитать эту статью. Заметим лишь, что представители министерства расторгли соглашение, так и не побывав на строительной площадке завода полного цикла, который возводится в Усть-Каменогорске, не сделали проверку, не провели экспертизу.
И вот суд. Мне довелось посмотреть это судебное заседание. Всё происходило через WhatsApp. Похоже, суды не торопятся переходить на обычный режим работы, наверное, им понравилось отправлять правосудие вот так, через телефон или монитор компьютера. Хотя, при желании можно предусмотреть все меры санитарной безопасности. На маленьком экране смартфона уместились 7 лиц, включая меня. Часто «уплывал» или трещал звук. На всё разбирательство, решавшее судьбу предприятия с несколькими сотнями работающих, ушло около 40 минут. Судья почему-то постоянно торопил участников процесса. Началось виртуальное заседание в 11.35, завершилось в 12.18. Полчаса ещё ждали оглашения решения, хотя по ходу сразу стало понятно, каким оно будет. Прокурор ограничилась тем, что поддержала иск МИИР. Всего одна фраза, без аргументации. Весьма скупым было и выступление представителя комитета госдоходов минфина РК – она также «за» исковые требования министерства в полном объёме. Всё прошло как-то тихо и буднично, как будто решался вопрос о наказании за брошенный окурок. Аргументированные выступления двух представителей «АЗИЯ АВТО» явно растворялись в пустоте.
Хотя, даже человеку далёкому от юриспруденции, всё было довольно ясно. Соглашение от 07.04. 2017 г. расторгнуто только с 21.10. 2020 г. Это соглашение не предусматривает доначисление налогов и пошлин в случае его расторжения. МИИР в иске утверждает, что ввозимые в РК автокомпоненты использовались не по назначению. Но никаких нарушений не было, все автокомпонеты использовались исключительно по целевому назначению – для сборки автомобилей. В иске речь идёт о соглашении от 24.06. 2010 г. Но оно было расторгнуто в апреле 2017 г. Все претензии до 2017 г. не имеют никаких оснований. Суд в своём решении ссылается на нормы гражданского законодательства. Но вопросы, связанные с доначислением налогов и таможенных пошлин регулируются только налоговым и таможенным законодательством.
Наконец, юристы приводили и такой довод – даже без заключения соглашения с министерством завод всё равно мог пользоваться этими льготами, так как работает в режиме свободного склада. А по юридическим нормам Евразийского экономического союза товары в режиме свободного склада освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Да и для товаров, произведённых на территории ЕАЭС, предусмотрено свободное перемещение в страны - участники экономического союза. А большая часть автокомпонентов произведена в Российской Федерации.
Но суд не внял этим доводам. Непонятно, и откуда взялся убыток для государства. За время деятельности группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» в бюджет было уплачено налогов на сумму 536 млн. долларов, что гораздо больше всех преференций и льгот. К тому же, эти преференции и льготы никто не получал в натуральном виде, в виде денег, они не поступали на счета предприятия.
- Чтобы что-то возвращать, надо это сначала получить. Мы эти деньги не получали. Все льготы и преференции, которые ранее предоставляло государство, уходили к покупателям в виде доступной цены на автомобили. По большому счету, преференций лишили не производителя, а потребителя.
Если льготы получать физически, на счета, то их можно зачислять в актив предприятия и вести разговор о возврате в таких же физических величинах. Но когда это гипотетические и виртуальные начисления, и оценочные подсчеты, то о каком возврате можно говорить? Нас освободили от НДС, мы, в свою очередь, убрали его из цены, дали доступную цену покупателю. Где НДС? В кармане покупателя. То есть эти деньги невозможно монетизировать! Это заградительные меры для импортеров. Они дают возможность развивать производство внутри страны, создавать рабочие места, платить налоги.
Почему до сих пор не произвели элементарные проверки, отраслевые экспертизы? Их не было!
Коллектив шокирован таким разнопониманием! – говорит председатель совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин.
- Рассмотрение столь сложного дела ограничилось одним коротким судебным заседанием, в ходе которого судом были проигнорированы все наши доводы. Данное решение будет обжаловано в апелляционном порядке, - комментирует представитель АО «АЗИЯ АВТО» Владимир Шевченко.
Итак, АО «АЗИЯ АВТО» согласно решению СМЭС г. Нур-Султан, должно будет выплатить государству убытки в сумме 173,9 млрд. тенге. Цифра умопомрачительная, равна почти половине бюджета области. Наверное, это рекордная сумма взыскания, когда - либо принятая в судах страны. Понятно, что даже если распродать на торгах всё имущество завода вплоть до ручек и канцелярских скрепок, такая сумма никогда не наберётся. Гораздо больше пользы от работающего завода. Но конвейер стоит с 1 декабря. Выпускать автомобили в такой ситуации просто невыгодно, проще завозить готовые машины из стран-производителей и элементарно продавать.
Коллектив выходит на рабочие места, но вместо сборки автомобилей занимается самыми разными делами: работники играют в футбол и шахматы, изучают передовые методы организации производства, соревнуются в интеллектуальных играх, встречаются с интересными собеседниками и т.д. Эта своеобразная акция призвана привлечь внимание властей – мы есть, мы живы, мы хотим работать и приносить пользу стране и обществу. Но власти упорно не хотят ничего видеть и слышать.
Что будет на месте завода?
А ведь ещё совсем недавно завод «АЗИЯ АВТО» был в центре внимания власти. Практически каждый визит высокопоставленных чиновников из столицы, приезд международных делегаций не обходился без посещения автосборочного предприятия. Выход с конвейера новой модели был событием, праздником, непременно с участием акима области, министра, несколько раз завод посещал первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
И завод, и вся группа компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» - один из лучших примеров развития предпринимательской инициативы. Сейчас это огромный коллектив, более 5000 сотрудников, занимающихся самыми разнообразными видами деятельности, с филиалами во всех крупных городах Казахстана, Сибирского и Уральского регионов России. Начиналось всё в 1992 году с нескольких человек, с первоначального капитала, заработанного перегоном и продажей машин. Это бизнес, созданный с нуля, без приватизации и прочих схем. Бизнес, созданный в трудные 90-е годы совсем молодыми людьми, едва отслужившими в армии. Все активы компании были приобретены в свободной продаже по рыночной цене. Так, заводской корпус «АЗИЯ АВТО» находится в бывшем недостроенном цехе Востокмашзавода. Ветераны предприятия вспоминают, что стройка начиналась в декабре 2000 года с уборки и вывоза десятков тонн мусора. Стояла зима, в цехе гулял ветер, не было ни окон, ни дверей. Но уже через два года с конвейера сошла первая «Нива», а само производство было организовано по самым высшим технологическим, социально-бытовым, административным стандартам.
А ведь можно было остановиться на продаже автомобилей, приносившей хороший доход, и спокойно жить. Но энергичная натура Балушкина была одержима созданием в Казахстане первого автосборочного завода. После запуска «АЗИЯ АВТО» компания стала полностью интегрированной и самодостаточной: от процесса сборки автомобилей до собственной сети торгово-технических центров по всей стране и за рубежом. И сегодня компания ведёт за счёт собственных средств крупнейшую стройку в городе, да, пожалуй, и одну из крупнейших в стране – автозавод полного цикла. Да, строительство не было завершено в установленные договором сроки. О причинах задержки уже говорили. Но разве это повод уничтожать предприятие? Разве у нас в стране всё делается в установленные сроки? Разве стройка ведётся на бюджетные средства? Разве нельзя было подождать ещё год?
И вот теперь и прекрасный сборочный цех, и вся заводская инфраструктура, всё, что создавалось годами труда, многомиллионными вложениями, может быть продано с молотка. Что же появится на месте завода? Вряд ли будущий покупатель озаботится развитием производства. Прекрасное здание, огромный корпус в отличном состоянии, может превратиться в очередной торгово-развлекательный центр, в очередной АDK. Впрочем, территория позволит совместить здесь и торговые площади, и оптово-розничный склад. Есть подъездные пути, железнодорожная ветка. В административно-бытовом корпусе можно организовать первоклассный бизнес-центр. Великолепные офисы, изумительный конференц-зал… Современную заводскую столовую можно превратить в кафе. В ремонтно-механическом цехе создать производство ширпотреба, например, могильных оградок, ворот. Развернуться есть где. Может быть, уже кто-то в столице, или в Усть-Каменогорске присматривается к своим будущим владениям, рисует перспективы.
Анатолий Балушкин со свойственной ему прямотой ещё в ноябре прошлого года заявил, что вся цель этой кампании – устранить «АЗИЯ АВТО» и перевести контракты по сборке на площадки в Алматы и Костанае. На пресс-конференции он называл и конкретных лиц в правительстве, стоящих за атакой на автосборочное производство в Усть-Каменогорске, в частности, вице-премьера Романа Скляра.
Да, много, очень много вопросов вызывает печальная история вокруг «АЗИЯ АВТО». Много вокруг этих событий и злорадства, и даже неподдельной радости, достаточно прочитать комментарии в соцсетях. А что радостного? Вроде бы объявили в стране переход к капитализму, поддержку частной инициативы, предпринимательства. А на деле может быть уничтожено любое предприятие, любая фирма, стоит только захотеть. Это вызывает радость? И так немного желающих заниматься реальным производством, а после событий с «АЗИЯ АВТО» и вовсе таких не будет. Кто захочет вкладывать миллиарды, чтобы потом в один момент потерять всё?
Или те, кто радуется, думают, что реально в стране стали наводить порядок? Стали бороться с «оборзевшими олигархами»? Наивные люди! Думаете, что теперь можно будет свободно завозить в Казахстан бывшие в употреблении машины? Не будет этого, у нас есть ещё автосборочные производства в Алматы и Костанае, и правительство будет защищать внутренний рынок в их интересах. Какие ещё есть поводы для радости?
Надежда умирает последней
Между тем, цех по сварке и окраске кузовов, несмотря на все препятствия, продолжает обретать зримые очертания на окраине Усть-Каменогорска. Так, 19 января на заводе «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН» этот цех зашит по всему контуру. Теперь можно устанавливать оборудование.
После почти годичного молчания, наконец-то на ситуацию вокруг одной из крупнейших компаний региона обратила внимание и местная власть. Так, 12 января на своей странице в Facebook аким области Даниал Ахметов написал:
«Уважаемые земляки! Сегодня посетил строительную площадку, где Группа Компаний «БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО» до конца прошлого года обязалась сдать в эксплуатацию производственные мощности по сварке, окраске и сборке кузова не менее одной модели легкого автомобиля.
Председатель Совета директоров Группы Компаний «БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО» Анатолий Михайлович Балушкин отметил, что на сегодняшний день они заинтересованы в выполнении принятых на себя обязательств. Идут работы по строительству помещений и приобретению технологического оборудования.
Я несколько раз встречался с руководством компании. Для урегулирования сложившейся ситуации на основании предложений предприятия акиматом области и МИИР РК подписана Дорожная карта по решению проблемных вопросов автосборочных предприятий.
Сегодня в ходе встречи также обсудили меры и предложения, которые будут рассмотрены на правительственном уровне».
Ещё одно сообщение появилось на странице Даниала Ахметова 28 января.
«Уважаемые земляки! Состоялась встреча с финансовыми институтами Казахстана и России по вопросам кредитования технологической линии цеха покраски «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Стоит отметить, что она прошла очень конструктивно для предприятия.
Как отметил руководитель проекта Анатолий Балушкин, на сегодняшний день залоговая база предприятия позволяет оформить кредит и начать работу. В ближайшие дни планируется провести переговоры с Банком Санкт-Петербурга. Отмечу, что в рамках разумного компромисса с банками, можно найти решение этой не простой, но не трагичной ситуации. Поэтому считаю, что совет директоров должен продолжить работу в данном направлении.
Важно, что банк-партнер, с которым «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» успешно работает в течение последних нескольких лет, проявляет интерес к предоставлению кредита на приобретение производственного оборудования.
Что же касается ситуации с «Jýsan Bank», то здесь сторонам необходимо провести переговоры. Тем более «Jýsan Bank» и «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» в течение последних десяти лет были партнерами. Здесь просто необходимо начать конструктивную деятельность, и я надеюсь, что так и произойдёт».
Неужели появился первый лучик надежды? Честно говоря, не верится. Разве может министерство индустрии и инфраструктурного развития одной рукой уничтожать «АЗИЯ АВТО», а другой рукой выполнять некую дорожную карту, разработанную совместно с акиматом ВКО, по поддержке автосборочного предприятия?! Пока никакой информации об этой «дорожной карте», кроме сообщения на странице акима области в социальной сети Facebook, нет. Самой лучшей поддержкой в данном случае стал бы отзыв иска о взыскании неких убытков. Но иск остаётся, впереди рассмотрение в апелляционной инстанции, потом, вероятнее всего, в Верховном суде. Суд в формате цветной картинки оставил унылое впечатление. Юридическая аргументация у заводчан сильная, но примут ли её во внимание вышестоящие суды? Или вопрос уже предрешён?
Похоже, исправить ситуацию возможно лишь при каких-то политических изменениях. На уровне акима области продемонстрировано желание сохранить предприятие. Но хватит ли политического веса руководителя ВКО? Неизвестно, какое мнение по этому поводу у президента страны. И пока президент молчит, хотя именно к нему адресовано обращение почти с 47 000 подписей в защиту предприятия. Молчание явно затянулось, хотя президент уже не раз оперативно вмешивался в ситуации, вызывающие большой общественный резонанс. Кстати, машиностроение названо в числе приоритетных отраслей в новой программе поддержки бизнеса, разработанной правительством по поручению главы государства. Но, пока от этой новости коллективу «АЗИЯ АВТО» не стало легче. Впрочем, надежда умирает последней.
Денис Данилевский
P.S. Когда статья была уже готова, стало известно, что сегодня на заводе «АЗИЯ АВТО» были вручены уведомления о сокращении штата работников с 10 марта 2021 года. Подобные уведомления были вручены и в других подразделениях группы компаний, всего порядка 4000 человек извещены о предстоящем сокращении.
На фото – новый корпус по окраске и сварке кузовов. Фото- пресс-служба «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО»
Похожее
14.05.2024 11:38
Конкурс проходил на портале электронных закупок АО...