Тревога коллектива и молчание власти. О ситуации вокруг группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО»

02.12.2020

Почему молчит власть? Этот вопрос волнует не только многотысячный коллектив группы компаний «БИПЭК-АВТО – АЗИЯ АВТО», но и всех, кто хотя бы в общих чертах знаком с ситуацией, сложившейся вокруг крупнейшего автомобильного холдинга Казахстана.

 Напомним, что в Усть-Каменогорске строится производство по сварке и окраске кузовов мощностью до 60 000 машин в год на первом этапе и перспективой создания до 4000 рабочих мест. Министерство индустрии и инфраструктурного развития в апреле этого года в одностороннем порядке расторгло соглашение о промышленной сборке, хотя всегда считало этот проект одним из самых приоритетных. Соглашение предусматривало ряд льгот в качестве поддержки отечественного производителя. В свою очередь компания обязалась увеличить число местных компонентов выпускаемых автомобилей. С вводом в строй производства по сварке и окраске кузовов в Усть-Каменогорске появляется автозавод полного цикла. Поскольку сроки строительства производства, по мнению министерства,  не выполняются, поэтому соглашение и было расторгнуто.

 На специальной пресс-конференции 26 ноября председатель совета директоров группы компаний «БИПЭ АВТО – АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин рассказал о текущем положении дел и ответил на самые острые вопросы. Но чтобы полностью восстановить всю картину событий, стоит вспомнить некоторые моменты первой пресс-конференции, состоявшейся в конце апреля нынешнего года.

 К чему привело расторжение данного соглашения, на апрельской пресс-конференции пояснил генеральный директор АО «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН» Ержан Мандиев.

- Освобождение от НДС (налог на добавленную стоимость – авт.) давало нам дополнительное ценовое преимущество. Если этой льготы не будет, себестоимость вырастет на величину налога. Продолжать производство автомобилей станет дороже, чем заниматься ввозом готовых машин. Производство станет убыточным.

 О причинах задержки по срокам строительства Ержан Орзабекович на пресс-конференции в апреле нынешнего года сказал так:

- Этому помешали объективные обстоятельства. Мы пережили три девальвации национальной валюты. Только девальвация 2015 года принесла нам потери в 100 млн. $. Из-за падения рубля обрушился внутренний рынок продажи автомобилей, народ поехал покупать подешевевшие машины в Россию. Если на пике продаж мы реализовали в 2013 году 160 000 автомобилей, то к 2018 году рынок восстановился лишь на 45%, - пояснил Ержан Мандиев. – С 2015 года начались трудности с финансированием, и темпы строительства замедлились.

С 2002 по 2019 годы общая сумма льгот составила 374 млн. долларов. Но это, конечно, не «живые деньги», это сумма НДС, от которого предприятие освобождено.

 В то же время компания является одним из крупнейших налогоплательщиков не только ВКО, но и всего Казахстана. Анатолий Балушкин  привёл такие цифры: с 2002 года в бюджет поступило налогов 525 млн. $, вложено инвестиций 522 млн. $, по процентам в банках выплачено 257 млн. $.

   Глава холдинга на примере проекта «Народный автомобиль» показал механизм действия льгот.

-  Мы включаем программу «Народный автомобиль» (LADA Granta) и пытаемся убрать банковские расходы, предлагаем людям заплатить нам предоплату. Всё, банковские расходы ушли. Проценты платить не надо, мы брали 90 дней с момента предоплаты. Т.к. у нас единая маржа, т.е. мы это все высчитали и провели, и мы получили уникальную цену.

Начинали с 2 700 000 тенге в начале года. Заканчивали мы в 2 820 000 тг. За это время мы получили порядка 3000 предоплат. Идут заказы, у нас поступают машины, вроде бы все в порядке, мы всё выполняем.

Но после одностороннего разрыва соглашения, по этой программе возникли сложности.

- С апреля  нам по письму прерывают льготы. Без суда. Это мы в суд пошли и потом их начали проигрывать. Это тоже отдельная тема.

По письму нам останавливают, якобы, мы что-то не выполняем. Нам  блокируют утильсбор, это как раз те льготы, которые нам начисляли. И на остатке мы еще не успели выдать машины, мы их должны получить, произвести, мы их оплатили. У нас по этой программе осталось 1117 автомобилей.

 Перед нами встал простой вопрос: для того, чтобы нам закрыть свою себестоимость, нужно было доплатить в среднем за каждый автомобиль 1 259 000 тенге по LADA Granta. Т.е. мы должны были или выдать машину за 2 800 000 тенге, по которой нам дали предоплату, или мы теперь должны заплатить утильсбор, который мы не посчитали в цену и НДС. Это было 1 259 000 тг. Что делаем? Берем людей в «заложники» и требуем доплатить? И говорим, что невозможно теперь за такую цену машину сделать? Или выдавать машину? Мы выдали машину! Надеясь, что разум у людей вернется на место и заблокированные деньги нам вернут. Это самый яркий пример. Это самая дешевая машина.

Анатолий Балушкин выразил недоумение действиями министерства. Ведь соглашение было расторгнуто через письмо! Не было ни проверок, ни каких-либо официальных заключений, ни судебных процедур. Хотя срок действия соглашения заканчивается 31 декабря нынешнего года.

- Мы самостоятельно готовы запустить новые мощности. Нам нужно время, чтобы достроить завод. При этом видно, что это не какие-то бизнес-планы, или еще что-то, это всё в «поле», подписаны все контракты.

И, в общем-то, мы готовы оплатить, и говорим правительству: «Господа, ну вы говорите, что мы не можем запустить завод! Но какой завод?! Давайте посмотрим в сравнении с другими. Что мы будем запускать?». И вот, к моему большому сожалению, мы пока не слышим ответа. Мы удивлены, что нас игнорируют. Игнорирование началось в апреле 2020 года с письма. Мы сказали: «Кто по письму-то прекращает?». И подали в суд, т.к. считаем неправомерными эти действия.

Суд должен был быть по подсудности проходить в г. Усть-Каменогорске, потому что это территория спора. Переводят в столицу. С нами не разговаривают. И из-за коронавируса нас никуда не пускают. Нет ни одной проверки, нет ни одного анализа, нет ни одного запроса по нашим документам. Нам выносят решение суда «в окне» за четыре минуты. То есть, онлайн мы смотрим, нам сообщают, что «вы проиграли, до свидания». То же самое происходит со второй инстанцией. Сейчас мы надеемся на Верховный суд, мы хотим, чтобы на это обратили внимание, - говорит Анатодий Балушкин.

 На пресс-конференции Анатолий Михайлович открыто назвал имя того, кто стал инициатором разрыва соглашения.

- Как подписывалось письмо? Вот говорят, министр виноват или не виноват? Вы знаете, министр был на операции, ему делали шунтирование. Господин Скляр (вице-премьер правительства – авт.) вызывает замминистра и говорит: «Либо ты сейчас пишешь письмо в сторону БИПЭК или пишешь заявление об уходе». Я готов сесть на детектор лжи и готов это повторить. В общем-то, кто в столице находится, и в теме, понимают, что происходит. Это что такое?!

Следующее, господин Скляр ездит в Тольятти инкогнито и АВТОВАЗу говорит: «Мы БИПЭК кончим и АЗИЯ АВТО кончим, по-любому. Переходите к нам на костанайскую площадку. Ничего не получится, мы их задавим». Какой юридический термин этому дать? При том, что партнеры, АВТОВАЗ (а АВТОВАЗ это сейчас французы), у них глаза навыкате: «Как? Мы с вами 20 лет работали, а теперь к нам приходят и нас носом тыкают, говорят, что вы плохие», - негодует Анатолий Балушкин.

Руководство компании призывает проверить всё, что угодно. Как абсолютно открытая компания, прошедшая несколько аудитов, «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» готова показать и стройку, и контракты, и любую отчётность. Но при этом проверка должна пройти и на остальных автосборочных производствах Казахстана в Костанае и Алматы.

 - Мы абсолютно прозрачные в этих вещах. Если бы мы просто что-то заявляли: «Вот мы сделали или сделаем». Нисколько. Все это можно проверить: выехать, посмотреть и убедиться. Мы бы хотели полновесной проверки по отрасли всех трех заводов. Чтобы посмотрели вообще, что мы делаем, в каком направлении мы движемся, и где у кого какие есть ошибки. Кто какие деньги государственные получил, как их вложил. Как работает производство на сегодняшний день, - такое обращение сделал Анатолий Балушкин.

Руководитель холдинга обращает внимание на такой важный момент – государственных инвестиций в строительство нового производства по сварке и окраске кузовов не было.

- Были ли привлечены государственные деньги? У нас, в отличие от костанайской и алматинской площадок, нет инвестиционных государственных денег, инвестиционных институтов развития. Всё что зарабатывали, вынуждены были вкладывать. Поэтому неправильно нас обвинять в том, что мы не занимались инвестиционной деятельностью.

В деньгах на сегодняшний день до апреля месяца, прежде чем, нам прервали возвращение по утильсбору и начали блокировать деньги, инвестировано было своих средств $72 млн.

Наш проект в 4 раза больше по своим мощностям. А значит и по стоимости, нежели аналогичные проекты. Мы уже ушли за 120 000 кв.м. Можно посмотреть, любой автосборочный завод в РФ, их там более 15. Ни один не уложился меньше, чем в 100 тысяч кв.м., это невозможно.

Костанайский завод за все время, внимание, покрасил 3000 кузовов за 10 лет. Окраска фактически не работает, да и не выгодно в таких количествах варить и работать. Мы называем это «тропа показа», - подчёркивает Анатолий Михайлович.

Несмотря на то, что соглашение было расторгнуто в период пандемии, в период экономического кризиса, несмотря на трудности, завод будет достроен.

- С апреля месяца понятно, что начинается строительный сезон, остановиться не можем. Стройку надо продолжать. На сегодняшний день, несмотря на то, что у нас заблокировано на утилизационном сборе 14 млрд. тенге, мы делаем инвестиции $8 млн. это уже то, что у нас прошло по актам стройки и по поступившим материалам. И на сегодняшний день на $5 млн. у нас подходят стройматериалы, причем, связано это с задержкой по коронавирусу. У нас начинают на следующей неделе поступать панели, которыми будет закрываться корпус. Это все стены.

У нас примерно на 1 апреля расчет, что внешний корпус завода будет готов. Можно будет переходить к монтажу оборудования. Сейчас там работает порядка 300 человек. Средняя зарплата 271 тыс. тенге. Плюс мы заканчиваем подвод внутренних сетей: воды, тепла, электроэнергии. Все это просчитано,- уверен руководитель группы компаний.

Расчёт на то, что компания после разрыва соглашения и замораживания льгот по НДС и утилизационному сбору окажется не в состоянии завершить стройку – не оправдался.

- С апреля я с коллегами два месяца работал в России. Как раз тогда и появились слухи, что я сбежал в Российскую Федерацию. Мы вели переговоры, вели оценку нашего бизнеса в России. С 2014 года по просьбе АвтоВАЗа мы приобрели технические центры в городах Сибири и Урала, наше вхождение в Российскую Федерацию было оформлено соглашением, которое мы подписали в присутствии президентов РФ и РК на форуме в Атырау. Кстати, 4 российских техцентра находятся в залоге у казахстанского банка. И сейчас российские активы стали залогом для получения кредита в «Санкт-Петербуржском банке». Представители банка 4 раза были здесь, всё смотрели, изучали отчётность. 9 ноября кредитный комитет принял решение выделить займ в 22 млн.$ для оборудования  окрасочного комплекса.

Но, тем не менее, ситуация все равно зависит от взаимоотношений с министерством. Вот что об этом сказал Анатолий Балушкин.

- И потом, даже если мы достраиваем корпус, банк говорит: «Ну, хорошо, давайте мы с вами проедем в ваше министерство». Но нам должны закрепить льготы на год, чтобы мы закончили этот инвестиционный контракт. Мы готовы оплатить оборудование, мы готовы с вами поехать и подписать тройственное соглашение: к примеру, Министерство, Комитет по инвестициям – мы – банк.  

При этой системе идет подрыв наших оборотных средств, заблокировано 14 млрд., на которые мы рассчитывали. Теперь банк задает вопросы: «А вам эти деньги-то возвращать будут? Понятно, что в цене у вас этих денег не было», - поясняет Анатолий Михайлович.

Итак, ситуация в группе компаний на сегодняшний день такова. Конвейер «АЗИЯ АВТО» остановлен. Коллектив уже неделю приходит на работу, но вместо сборки автомобилей работники делают зарядку, играют на морозце в футбол, в цехах – в настольный теннис, шахматы и шашки. Расходиться по домам люди не намерены. Строительство  автозавода полного цикла продолжается. Часть коллектива будет привлечена на стройку. «БИПЭК АВТО» продаёт автомобили, но это уже машины не местной сборки, а привозные, что неизбежно сказалось на их цене.

- Мы вынуждены закладывать в цену утилизационный сбор, и стоимость выросла на 10%. Выросли цены и у других дилеров. Стоило нам остановиться, и рост цен был неизбежным, - сказал Анатолий Балушкин.

 Больше всего коллектив страдает от неопределённости. На вопрос о будущем компании не смог утвердительно ответить и её основатель и руководитель.

- Сейчас я знаю, как достроить завод. Но не знаю, что будет дальше, - говорит Анатолий Балушкин. Единственный выход и шанс – это привлечь внимание высшего руководства страны к сложившейся ситуации.

- Мы собрали 46 700 подписей под петицией к Президенту, - проинформировал Анатолий Михайлович.

Петиция поступила в Администрацию главы государства, но ответа пока нет.

- Но я надеюсь, что в администрации президента, в Верховном суде, в генеральной прокуратуре этому всё равно дадут оценку. Мы надеемся, что здравый смысл восторжествует, и доносим это, - выразил чаяния многотысячного коллектива его руководитель.

  Разбираться по справедливости.  Но со всеми без исключения!

  Требование министерства в отношении «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» в целом, надо признать, справедливое. Если бы такие принципиальные требования выдвигались всеглда и ко всем без исключения, то мы жили бы в другой стране.  Государственные, а точнее, народные деньги, нужно расходовать разумно.

 Но возникают несколько  вопросов к министерству. Зачем разрывать соглашение, когда в проект уже вложено 80 млн. долларов частных инвестиций? Какую поддержку получают другие предприятия казахстанского автопрома, а все эти предприятия тоже «отвёрточные», т.е. сборочные? Выполняют ли они неукоснительно свои соглашения? Достигли ли эти предприятия более высокого уровня локализации, чем на АЗИЯ АВТО, и этапа полного цикла автосборки? Почему соглашение расторгается именно сейчас, в период экономического кризиса, когда государство рассматривает вопрос о поддержке экономики в целом и ряда отраслей в частности и принимает меры для поддержки? Почему «АЗИЯ АВТО» в такой поддержке отказывают?

 Если уж министерство изобличает «БИПЭК АВТО -  АЗИЯ АВТО» в использовании народных денег, то логично быть до конца последовательными, потребовать отчёта обо всех проектах, на которые расходовались бюджетные деньги! И проанализировать все  государственные программы индустриально-инновационного развития, «Дорожные карты развития бизнеса», и прочее-прочее. Любопытная картина может выясниться. К примеру, только по ВКО на поддержку и инвестиционные проекты всего по трём предприятиям были выделены в общей сложности колоссальные деньги – почти 60 млн. долларов. Это проекты реанимации комбината шёлковых тканей в Усть-Каменогорске (19 млн. $), кожевенно-мехового комбината в Семее (25 млн. $), Черемшанской птицефабрики (15 млн. $). И что? Нет ни этих предприятий, ни денег! А строительство завода по производству фотоэлектрических элементов для солнечных батарей под названием Solar Silikon в Усть-Каменогорске? Согласно сметной стоимости проект обошёлся в 23 млрд. тенге (54 млн. $ по нынешнему курсу), его торжественно открыли, а теперь пустующие цеха готовы продать за бесценок. Вот вам скромный список почти на 114 млн. долларов. И это реальные деньги, а не налоговые льготы.

 А бесконечная поддержка банков? Только Казкоммерцбанку оказали помощь на 2,4 триллиона тенге (!), на эти средства были выкуплены проблемные активы банка, и сразу же произошло объединение с Народным банком. Чуть ли не каждый год банкам оказывают поддержку на сотни миллиардов, в том числе  из пенсионного фонда и даже Национального фонда. Возвращаются ли эти деньги?

  Да, АЗИЯ АВТО – всего лишь сборочное производство. Но таков удел Казахстана, превратившегося из индустриально-аграрной республики в страну «третьего мира». Какие предприятия были построены в Усть-Каменогорске за годы рыночной экономики? Автосборочный завод, медный завод «Казцинка» - вот и всё из крупных предприятий. Не считать же индустриальным развитием какой-нибудь колбасный цех! Хорошо, что появилось хоть какое-то производство, хоть что-то, кроме торговых центров и «купи-продай».  Город и область до сих пор живут за счёт заводов, созданных ещё в эпоху Сталина. Автосборочный завод, напомним, был создан по частной инициативе.  Где внятная, и, самое главное, результативная индустриальная политика государства? Завершается уже вторая пятилетка реализации программы индустриально-инновационного развития. Где результаты? Где новая индустрия, где собственные инновации? А средства были выделены, и немалые средства. Даже в программе восстановления экономики после коронавируса ни слова нет о возведении каких-то производств, кроме непонятной «экономики простых вещей».  

 Вот сколько мыслей вызвала информационная шумиха вокруг БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО. Нужно ответить на многие поставленные вопросы, чтобы понять, что скрывается за этой атакой. Твердая, принципиальная позиция министерства ко всем проектам,  или какие-то другие цели.

 

                                             Кто есть кто?

В советское время вокруг культового телесериала «Семнадцать мгновений весны» возникло множество анекдотов о советском разведчике Исаеве- Штирлице. Вот один из них.

 Штирлиц разговаривает с Мюллером.

 Штирлиц (задумчиво): - Я изменил ход Второй мировой войны…

 Мюллер (удивлённо) – Так получается, что Вы, штандартенфюрер, второй человек в Германии?

Штирлиц (удивлённо) – Почему второй?

Этот анекдот вспомнился, когда на пресс-конференции прозвучала фамилия вице-премьера правительства Романа Скляра, как главного инициатора и покровителя в истории с расторжением соглашения министерства и холдинга. По окончании пресс-конференции было такое ощущение, что Скляр – всесильный.

 Конечно, Скляр – большой человек. Но, всё же, он всего лишь заместитель главы правительства. Трудно представить, что чиновник такого высокого, но явно не высшего ранга,  по собственной инициативе давит на руководство министерства, заставляет разорвать соглашение и загнать «АЗИЯ АВТО» до такого состояния, что приходится останавливать конвейер. Да ещё и едет в Тольятти на АвтоВАЗ, чтобы сообщить, что власть  «кончит» и БИПЭК и АЗИЯ АВТО. Так можно действовать, только будучи полностью уверенным в собственной безнаказанности. Вряд ли у вице-премьера может быть такая уверенность. Ведь он явно не второй человек в Казахстане.

 Во время встречи с коллективом «АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин назвал фамилию ещё одного покровителя.

 - О чем можно разговаривать, когда идет цель перебить наши контракты и утащить их на другие площадки? Все, точка. Под большим покровительством господина Скляра и, к сожалению, премьер-министра, действующего на сегодняшний день. Это надо понимать, - сказал Балушкин.

 Можно предположить, что Скляр действует по поручению своего непосредственного начальника – премьер-министра Аскара Мамина. Это уже фигура покрупнее. Но и глава правительства не может чувствовать себя всесильным хозяином страны. Его всегда может поправить и поставить на место президент.

 Почему все эти полгода молчит президент? Почему глава государства никак не отреагировал на петицию в его адрес с более чем 46 тысячами подписей? Этот вопрос задаёт на своей странице в Facebook административный директор «АЗИЯ АВТО» Ольга Прудникова: «Наша петиция к президенту до сих пор остаётся без ответа с августа… Ребята, мы живём в демократическом государстве? Я уже как-то начинаю задумываться об этом. Почему государству не нужно производство, которое обеспечивает регулярное поступление налогов? Вот вопрос без ответа!».

 Да, как-то странно всё это. Президент уже не раз оперативно вмешивался в различные ситуации, и после его вмешательства ситуация кардинально менялась. Причём реагировал он и на обращения к нему, и даже на сообщения в социальных сетях. На днях он откликнулся на мощное народное возмущение  и лично поручил разобраться с вырубкой деревьев возле магазина «Сулпак» в Алматы. И ведь завели уголовное дело, сразу же высадили новые деревья. Почему же президент не выражает свое отношение к ситуации с «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО»? Ведь речь идёт о крупном предприятии, многотысячном коллективе, устойчивости экономики целого региона. Речь идёт об имидже страны для потенциальных инвесторов,  при таких условиях ведения бизнеса число желающих инвестировать в Казахстан явно не увеличится. Наконец, возможно, что в высших эшелонах власти откровенно лоббируют интересы частных фирм, а это тоже очень серьёзно.

  При таком положении, когда молчание со стороны высшей власти, даже не возникает вопрос – почему молчит власть местная, руководство области?

 Значит, пока мы знаем ещё далеко не всё о закулисной стороне этой печальной истории. Об этом сказал и Анатолий Балушкин:

- Откровенен был на 30%. Готов добавить. Многие вещи не сказаны. Если продолжится вакханалия и беспредел по отношению к прозрачнейшей компании, мы сделаем очередные обличающие шаги.

 Хотелось бы, чтобы вакханалия и беспредел завершились. Пусть даже мы не узнаем, кто есть кто.  Фамилии не столь важны. Авторитета власти эта история явно не добавила.

                        Денис Данилевский

Фото – пресс-служба «БИПЭК АВТО» и из социальных сетей

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Похожее