Владеть землёй имеем право!

24.05.2022

Как собственники будут реализовывать своё право собственности? Кто от имени народа будет распоряжаться землёй, её недрами? Министерства, акиматы, как сейчас? Это уже проходили целых 30 лет. Парламент, маслихаты? С нынешним составом депутаты будут лишь поднимать руки, соглашаясь выставить землю и национальное богатство на торги с заведомым результатом в пользу ещё одной транснациональной компании, или участок в центре города на аукцион под олигарха местного масштаба.

Незаметно, неспешно в стране идёт обсуждение поправок в Конституцию. Тема предстоящего референдума по этим поправкам явно не в центре внимания, или, как сейчас  принято говорить – не в «топе». Даже в соцсетях не чувствуется накала обсуждения, нужно приложить усилия и время, чтобы найти посты, посвященные Конституции. Народ гораздо активнее спорит по поводу войны на Украине. Власть проводит «круглые столы», но присутствуют и выступают там, как правило, записные активисты,  За всё время с момента объявления о референдуме, а прошло уже больше двух недель, припоминаются лишь два информационных повода – петиция об исключении из Конституции статуса русского языка, как официально употребляемого наравне с казахским в государственных организациях и органах местного самоуправления, и обращение к президенту о переносе даты референдума на более поздний срок, чтобы граждане могли получше изучить поправки.

 Можно, конечно, дать и два месяца на изучение и обсуждение, но вряд ли это что-то изменит. В гуще народа, в общественном транспорте, в пригородном поезде, в общественных местах о референдуме вообще не говорят. Потому что, на мой взгляд, люди не верят, что эти поправки могут хоть как-то улучшить повседневную жизнь обычного человека. Наверное, и референдум не зря назначили на 5 июня. Ведь с 1 июля заканчивается полугодовой срок действия фиксированных цен на ГСМ, сжиженный газ, некоторые тарифы на коммунальные и прочие услуги. Отменят фиксированные цены – и тогда будет ещё веселее. Стал понятным и манёвр с выплатой повышенной пенсии. Небольшое повышение (на 4% солидарную пенсию, базовую в связи с ростом прожиточного минимума) было объявлено с 1 апреля. В мае пенсионеры должны были получить добавку и за апрель, и за май, но к их удивлению, размер пенсии остался прежним. Как пояснили в минтруда и соцзащиты, в июне будет перечислено повышение сразу за три месяца – апрель, май, июнь.  Пенсия выплачивается 3-4 числа, получится именно к референдуму. Расчёт на то, что обрадованные пенсионеры, как самая дисциплинированная часть избирателей, дружно проголосует за изменения в Конституцию.

  Слоганом референдума стал призыв «Голосуй за перемены!». А будут ли перемены? На первый взгляд, одна из самых «громких» поправок – о земле. В действующей Конституции записано так (ст. 6 п.3): «Земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». Предлагается такая редакция: «Земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осущест­вляет государство», далее по тексту.

 Вроде бы чуть ли не революция – земля теперь принадлежит народу! Почти ленинский лозунг! Но второе предложение сразу показывает, что, скорее всего, ничего не изменится. Ведь от имени народа право собственности будет осуществлять государство.  И у государства, то есть, конкретных чиновников, сохраняется возможность  делать с землёй и её недрами то, что захочется. Как и происходило раньше.

 Возьмём, к примеру, пресловутое точечное строительство. Как правило, жители окружающих домов узнают о том, что кто-то решил построить очередной торговый центр у них во дворе или под окнами лишь в тот момент, когда место стройки обносят забором. А как же будет в Новом Казахстане? Неужели у жителей, как собственников не только этого участка, но и всей земли страны, всех недр и богатств, будут спрашивать разрешение на строительство ещё на стадии выделения земельного участка?

 В 90-е годы правительство Казахстана заключило соглашения о разделе продукции с крупнейшими транснациональными компаниями мира по разработке нефтяных месторождений и добыче нефти. Естественно, народ в известность никто не ставил. До сих пор эти соглашения так и не опубликованы в открытом доступе. Мы не знаем деталей этих сделок, а соглашения будут действовать до середины 30-х-40-х годов XXI века. Есть лишь косвенная информация, что Казахстану достаётся лишь третья часть добытой нефти. Одна часть идёт иностранной компании на компенсацию вложенных инвестиций, другая – этой же компании, и она может распоряжаться нефтью по своему усмотрению, и ещё одна часть – Казахстану. Причём, это не равные части, не 33%. Сколько именно – мы не знаем.

 Даже контракты на добычу полезных ископаемых являются тайной.  Например, на сайте министерства индустрии и инфраструктурного развития есть раздел «Недропользование», ведь именно это ведомство выдаёт лицензии на разведку и добычу твёрдых полезных ископаемых, заключает контракты. Есть список выданных лицензий на разведку и добычу твёрдых ископаемых. В таблице  нет даже сведений о месте нахождения месторождения, лишь номера участков, весьма скупые данные о компании, получившей лицензию. Нигде нет самой лицензии. Есть ещё список действующих контрактов на разведку и добычу ТПИ (твёрдых полезных ископаемых), но текстов самих контрактов также нет. К примеру, что нам даст информация о том, что с 2000 года месторождение золота «Секисовское» по контракту разрабатывает ТОО «Баур Голд»? Каковы условия контракта? Что имеет государство от разработки этого месторождения? А золотое месторождение «Акжал» ТОО «АС Горняк» разрабатывает аж с 1996 года. Ну, знаем мы об этом, и что дальше?

 А вот на интернет-ресурсе министерства энергетики, а именно это ведомство заключает контракты на  добычу нефти, газа и урана, нет даже таких куцых сведений. Не опубликованы хотя бы  списки заключённых соглашений и контрактов! А ведь нефть – основной источник бюджета, главный источник валютных поступлений, национальное достояние!

 Есть ещё интернет – площадка реестра государственного имущества e-qazyna.kz. Там имеется специальный раздел «Ресурсы», с пояснением «Организация и проведение торгов природными и национальными ресурсами». Открываем этот раздел и становится понятно, что простым смертным данная информация недоступна. «Доступ к базам данных по торгам на предоставление права на природные и национальные ресурсы предоставляется продавцу - компетентному органу (работникам соответствующего структурного подразделения министерства или акимата), при наличии у работников электронной цифровой подписи, выданной Национальным удостоверяющим центром Казахстана».

 Вот и получается, что информация об использовании земли, её недр, природных богатств является тайной за семью печатями! А ведь уже 6 июня мы все можем стать собственниками, совладельцами этого достояния. И дальше государство будет утаивать от нас эти сведения?

 Как собственники будут реализовывать своё право собственности? Кто от имени народа будет распоряжаться землёй, её недрами? Министерства, акиматы, как сейчас? Это уже проходили целых 30 лет. Парламент, маслихаты? С нынешним составом депутаты будут лишь поднимать руки, соглашаясь выставить  землю и национальное богатство на торги с заведомым результатом в пользу ещё одной транснациональной компании, или участок в центре города на аукцион под олигарха местного масштаба. Каков механизм учёта мнения собственников земли? Может быть, в каждом регионе будут созданы комитеты собственников земли из числа гражданских активистов, экспертов, авторитетных юристов, журналистов, предпринимателей? Если подобные комитеты будет организовывать сама власть, то получатся очередные общественные советы.

 А что будут иметь собственники земли от своей собственности? Только моральное удовлетворение? Известный общественный деятель Олжас Сулейменов предложил открыть для каждого гражданина страны специальный счёт, на который будет перечисляться его доля прибыли и рыночной стоимости природных ресурсов. Это предложение высказывалось уже давно, но сейчас есть возможность для его воплощения в жизнь. Идея имеет как свои плюсы, так и минусы. Персональный счёт – это один вариант. Есть и другой вариант – опыт Советского Союза, когда успешно действовала модель т.н. «общественного фонда потребления». Официально его не было, но смысл в том, что доходы от природных ресурсов, да и вообще от всей экономики частично шли на многие социальные блага – бесплатные квартиры, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, отпуск, санатории, поддержание низких и стабильных цен на товары, продукты, коммунальные услуги и т.д. Полностью эту модель применить при капитализме невозможно в силу частной собственности на средства производства, хотя ряд стран примерно так и делают. Но базовые потребности человека обеспечить можно и нужно. Например, за счёт доходов от добычи и экспорта полезных ископаемых предоставлять квартиры и индивидуальные дома определённой площади. Если человек желает большего, может доплачивать уже за свой счёт. Безусловно, за счёт нефти, газа и прочих богатств необходимо перейти к бесплатному здравоохранению и возможности лечиться в любой стране мира, как это делается в Арабских Эмиратах. Никто не должен собирать деньги на лечение себя или ребёнка и умирать от отсутствия средств на лекарства или операцию за рубежом. Это преступление со стороны государства. Конечно, необходимо бесплатное высшее образование, и не только в Казахстане, но и в любом учебном заведении мира. К этому социальному пакету нужно отнести и государственные дотации на важнейшие продукты питания, товары первой необходимости, коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте, включая поезда и самолёты, стоимость ГСМ. Дотации для производителей дадут толчок развитию сельского хозяйства и промышленности. Для развития экономики в целом и бизнеса в частности – доступные и посильные кредиты.

 В Конституции не записано, как конкретно государство от имени народа будет осуществлять право собственности на землю. Это должно быть определено в законах, которые предстоит разработать и принять уже после референдума. Станет ли та сказка, которая написана чуть выше, реальностью, былью? Вряд ли власть готова и желает столь радикальных преобразований. Но всё зависит от голоса народа. Если этот голос будет тоньше писка, то всё останется как прежде. А для начала нужно открыть все секретные сейфы с контрактами по земле и недропользованию. Мы имеем право знать - кто и как обогащается за счёт нашего национального достояния и почему нам от этого достояния перепадают крохи с барского стола.

 

                                Денис Данилевский      

Похожее