16.11.2022
«Астана Моторс» приступила к строительству в Индустриальной зоне Алматы мультибрендового завода полного цикла для производства автомобилей китайских автогигантов Chery, Haval и Changan.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, в рамках официального визита в Алматы, дал старт строительству предприятия.
«Это очень нужный для нашей страны проект. Желаю успеха в его реализации. В этом году во время визита Председателя КНР господина Си Цзиньпина в Казахстан в ходе переговоров мы обсудили в том числе и этот проект. Сегодня мы видим результат – началось его осуществление», – отметил Глава государства в своей приветственной речи.
Производственные мощности мультибрендового завода – 90 тысяч единиц в год. Весь объем автомобилей на предприятии будут производить исключительно мелкоузловым методом со сваркой и окраской кузова.
40% из общего объема произведенных авто «Астана Моторс» планирует поставлять на отечественный рынок, 60% – на экспорт в страны СНГ.
Компания «Астана Моторс» уделяет ключевое внимание развитию человеческого капитала и взращивает квалифицированные кадры в сфере машиностроения.
«На мультибрендовом заводе будет создано 2 200 рабочих мест. Основной костяк коллектива – специалисты инженерно-технических профессий, они будут перенимать опыт ведущих автоконцернов и развивать технологии в Казахстане. Мы инвестируем 100 млрд. тенге в организацию производства по стандартам лидеров автопрома Китая. Наша глобальная цель – построить в Индустриальной зоне Алматы технопарк, создать кластер для малого и среднего бизнеса, который будет производить компоненты и поставлять их на линии наших предприятий», – сказал Нурлан Смагулов, председатель правления «Астана Моторс».
Планируемая дата завершения строительства мультибрендового завода – IV квартал 2024 года. В I квартале 2025 года планируется запуск пилотного производства автомобилей.
Предприятие в 100% собственности компании «Астана Моторс» с производством автомобилей по лицензионным соглашениям» - такое сообщение опубликовано 15 ноября на сайте компании «Астана Моторс».
Вчера все телеканалы страны показали торжественную церемонию символического запуска строительства с участием президента. Наверняка эта церемония неспроста была запланирована именно на последние дни предвыборной кампании. Она призвана показать избирателям, что промышленность в Казахстане развивается стремительными темпами. Теперь будем собирать китайские автомобили. И даже продавать машины на экспорт, в перспективе до 54 000 автомобилей в год пойдут на зарубежные рынки СНГ, а 36 000 для Казахстана.
А в Усть-Каменогорске в это время стоит пустующим почти готовый автозавод , который должен был выпускать до 120 000 автомобилей модельного ряда «Lada», завод почти полного цикла, со сваркой и окраской кузова и большой локализацией, с технопарком по производству компонентов. На строительстве уже было освоено 80 млн. долларов собственных средств компании. В январе 2021 года заводской корпус был полностью готов, можно было приступать к следующему этапу – закупке оборудования, монтажу и наладке. Средства для этого были найдены. Но завод не дали достроить, холдинг «Бипэк Авто - Азия Авто», в составе которого был первый автосборочный завод в Казахстане «Азия Авто», был целенаправленно уничтожен с использованием всей административной и силовой мощи государственного аппарата.
Вряд ли компания «Астана Моторс» стала бы реализовывать проект по строительству завода сборки китайских авто, в случае запуска завода в Усть-Каменогорске. Два завода не очень большой рынок Казахстана вряд в состоянии «переварить», и экспортные возможности СНГ не безграничны. Основной упор в планируемых продажах «китайцев», видимо, делают на рынок России. После ухода из РФ из-за санкций самых популярных автомобильных брендов, остановки конвейеров на автосборочных заводах, собиравших эти автомобили, в России сейчас острый дефицит новых машин. Предложение невелико – или «Lada», или китайские модели.
Так, только по железной дороге транзитом из Китая через Казахстан в РФ за 10 месяцев этого года доставлено более 18 тыс. автомобилей Chevrolet, MG, Chery, Changan и другие, сообщает пресс-служба «Казахстан Темiр жолы». Российская газета «Ведомости» приводит такие цифры: после ухода международных автоконцернов из России, по состоянию на октябрь доля всех китайских производителей на российском рынке достигла 30% (больше только у Lada — около 40%). При этом цены на китайские авто значительно выросли – в среднем в 1,5 раза. Так, кроссоверы в феврале стоили 1.7 млн. руб., сейчас 3 млн. руб. Из-за этого российские дилеры не могут получать прибыль на их продаже, а иногда продают китайские машины ниже закупочной цены, чтобы расплатиться по долгам, пишут «Ведомости» со ссылкой на участников рынка.
Изменится ли ситуация в России к 2025 году, когда запустят завод «Астана Моторс» - сказать сложно. Будут ли к тому времени действовать санкции, или на российский рынок вернутся ведущие мировые автопроизводители – никто не знает.
О росте цен на новые автомобили казахстанской сборки сообщается в сюжете телеканала «Хабар24», посвящённом старту строительства автозавода в Алматы. По словам Эдуарда Эдокова, председателя независимого автомобильного союза, цены существенно выросли, на ряд моделей от 9 до 12 млн. тенге. В очереди по программе льготного автокредитования при покупке авто отечественной сборки уже более 5 тыс. человек. Условия второго этапа этой программы таковы. Выделено 100 млрд. тенге. Стоимость автомобиля – не более 15 млн. тенге. Без первоначального взноса, на 7 лет, ставка – 4% годовых. Машины должны быть собраны на «САРЫАРКААВТОПРОМ» (Костанай), или на «HYUNDAI TRANS KAZAKHSTAN» (Алматы).
Будут ли в числе озвученных Нурланом Смагуловым 100 млрд. инвестиций и государственные средства – пока неизвестно. С 2020 года «HYUNDAI TRANS KAZAKHSTAN» получает мощную государственную поддержку. Так, в 2020 году Банк развития Казахстана выделил льготный кредит на 17 млрд. тенге для строительства завода по производству легковых автомобилей Hyundai. В прошлом году выделены сразу два льготных кредита. Один на предэкспортное финансирование на 17 млрд. тенге на 3 года под 6.4% годовых из средств Национального фонда. Ещё один также на 17 млрд. тенге специально для финансирования экспорта машин Hyundai в Узбекистан. За два года получено 51 млрд. тенге господдержки на льготных условиях! Ранее кредит на выгодных условиях был выдан АО «Группа компаний «Аллюр», куда входит и «Сарыаркаавтопром», на сумму 29,4 млрд. тенге для «оздоровления и стабилизации финансово-экономического состояния автомобильного направления». Получается, вместо банкротства спасли предприятие, «оздоровили». Итого вместе с программой льготного автокредитования господдержка автозаводов в Алматы и Костанае составила 190,4 млрд. тенге за последние несколько лет! Примечательно, что в это же время, в 2020-2021 годах государство вело целенаправленное уничтожение «Бипэк Авто-Азия Авто». Вот и свободная капиталистическая конкуренция! Неужели ради этого и была затеяна вся схема захвата и разгрома автомобильного холдинга?
Итак, какова расстановка на автомобильном рынке легковых машин Казахстана после уничтожения «Бипэк Авто-Азия Авто». Сборка модельного ряда Lada, KIA, Chevrolet, ранее производившаяся на заводе «Азия Авто» в Усть-Каменогорске, переведена на «Сарыаркаавтопром» в Костанай. В Алматы кроме производства по сборке Hyundai построят завод по сборке китайских автомобилей на 90 тыс. авто в год.
В салонах можно приобрести и другие автомобили из Японии, Европы, США, поступающие напрямую от производителей, антироссийские санкции нас не касаются. Таможенное оформление и утильсбор составляют немалую долю в их и без того немалой стоимости, увеличились расходы и на доставку.
Были те, кто злорадствовал, узнавая новости об уничтожении «Бипэка». Дескать, там им нужно, «отвёрточное производство», «собирали «тазики с болтами». Теперь то же самое «отвёрточное» производство, и те же самые «тазики», только на других площадках. Другого в Казахстане и не может быть, только сборка. Заводы в Костанае и Алматы получают мощную государственную поддержку. Наивные надежды о том, что без «Бипэка» откроют границы для свободного ввоза подержанных авто, и можно будет по сходной цене купить бэушного «японца» или «европейца», не оправдались. Вторичный рынок только из машин внутри Казахстана, а они стареют. Получилось всё то же, что и было, только цены выросли до запредельных величин.
Фото №1 – сайт Астана Моторс
Похожее
14.05.2024 11:38
Конкурс проходил на портале электронных закупок АО...