11.10.2022
Хорошее дело – обновление пассажирских вагонов. Да ещё при поддержке государства. Для этого выделяются деньги из республиканского бюджета на льготный кредит. В прошлом году было выделено 14,7 млрд. тенге.
Но дальше становится гораздо интереснее. Оказывается, эти деньги направляются в виде кредита национальному управляющему холдингу «Байтерек». Далее уже «Байтерек» предоставляет кредит своей же дочерней структуре – АО «Банк развития Казахстана». БРК, в свою очередь, кредитует ещё одну «дочку» - АО «Фонд развития промышленности». Вот такой длинный путь проходят государственные средства, прежде чем выполнить свою задачу – в данном случае, профинансировать производство новых пассажирских вагонов.
Не удалось найти в открытом доступе постановление правительства от 29 апреля 2012 года об условиях именно этого кредита. Но средства на обновление пассажирских вагонов выделяются с 2016 года. Вот, например, какими были условия в 2019 году. Тогда на эти цели из республиканского бюджета было выделено 18,7 млрд. тенге. Кредит предоставлен холдингу «Байтерек» на 20 лет под 0,05% годовых. «Байтерек» кредитовал Банк развития Казахстана под 0,08% годовых, а БРК кредитует АО «БРК – Лизинг», вошедший позднее в Фонд развития промышленности, под 0,1% годовых. От этой структуры деньги получает уже конечный заёмщик. Какой процент выплатил реальный производитель – эти сведения найти не удалось. Обычно льготный кредит выдаётся под 3-7%, есть проекты и под 10 и более процентов.
Итак, каждая структура на пути денег должна выплачивать проценты, и, одновременно получать проценты. Зачем? Неужели нельзя напрямую выделить эти средства производителю вагонов от министерства финансов, или министерства экономики и избежать государственных посреднических организаций?
Обратите внимание, что на каждом этапе процент по кредиту увеличивается. «Байтерек» имеет 0,03% разницы, а БРК – 0,02%. Цифры, вроде бы мизерные, но если речь идёт о миллиардах, то, получается совсем неплохой доход. Так, по кредиту в 18,7 млрд. «Байтерек» имеет 5,6 млн. тенге поступлений по процентам, БРК – 3,7 млн. тенге. В итоге эти структуры ничего не производят, только лишь перечисляют друг другу государственные деньги, и получают буквально из воздуха миллионные доходы! А расплачивается, в конце концов, обычный потребитель. Все эти проценты, как и проценты, выплачиваемые вагоностроительным заводом, будут заложены в стоимость изготовления вагонов и их аренды перевозчиком, а значит, в стоимость билетов.
За все годы действия госпрограммы по обновлению пассажирских вагонов, с 2016 по 2021 годы, профинансировано 8 лизинговых сделок (лизинг – это аренда с последующим выкупом) на сумму 128,6 млрд. тенге, приобретено 346 новых вагонов (данные из отчёта Фонда развития промышленности по состоянию на 1 января 2021 года). Один вагон в среднем обошёлся в 371,6 млн. тенге. И в прошлом году на кредит в 14,7 млрд. тенге приобретено 32 вагона (данные из ответа НК «КТЖ» на запрос редакции). Эти вагоны ещё дороже – по 459,3 млн. тенге, миллион долларов. На эти деньги можно построить многоэтажный дом, школу или сельскую больницу.
Это история только по одному государственному льготному кредиту. Несколько цифр из отчёта холдинга «Байтерек» по состоянию на 30 июня 2022 года. Всего выдано кредитов банкам и финансовым институтам за полугодие – более 368 млрд. тенге. Кредиты, выданные клиентам (организациям, фирмам, предприятиям, предпринимателям, частным лицам) – 5,1 трлн. тенге. Чистый процентный доход – 193,5, млрд. тенге. Общий совокупный доход холдинга – 79,1 млрд. тенге. Есть, конечно, в «Байтереке» и привлечённые средства, займы, но немалую часть составляют поступления из республиканского бюджета и Национального фонда. Так, только за 6 месяцев этого года холдинг получил кредиты от правительства на 216,4 млрд. тенге, объём государственных субсидий под определённые цели составил почти 800 млрд. тенге. Всё-таки, выгодное это дело – быть оператором государственных денег. Прекрасные доходы и у «дочек» «Байтерека». Чистый доход Банка развития Казахстана в 2021 году составил 31,5 млрд. тенге, в первом полугодии нынешнего года – 22,2 млрд. тенге. Фонд развития промышленности получил чистый доход в прошлом году в 8,2 млрд. тенге. Не у каждого крупного промышленного предприятия получается заработать такой чистый доход.
Так зачем же государство само плодит государственных финансовых посредников? Один из вариантов ответа напрашивается сразу – чтобы создать рабочие места, возможность спокойно, уверенно жить тысячам сотрудников холдинга «Байтерек» и его восьми «дочек». Другое объяснение трудно найти. Уже, как минимум 9 начальников, а у них заместители, помощники, секретари, офисы, машины, конференц-залы, командировки, корпоративы, хорошие зарплаты, бонусы и прочие прелести жизни. Расходы на персонал холдинга составили за полгода 19,8 млрд. тенге. Расходы на содержание совета директоров – 519 млн. тенге. В совет директоров входят 4 человека: премьер-министр Алихан Смаилов, первый заместитель премьер-министра Роман Скляр, первый заместитель руководителя администрации президента Тимур Сулейменов, министр финансов Ерулан Жамаубаев. Что означают эти гигантские расходы – непонятно. Ведь все эти высшие чиновники получают зарплату на основной работе! Командировочные расходы составили 337,4 млн., информационные услуги – 377,3 млн., услуги рекламы и маркетинга – 215,8 млн., расходы по присвоению, наблюдению, поддержанию рейтинга – 212,3 млн., охрана – 201,9 млн. В целом административные расходы – 32,2 млрд. тенге. Жизнь явно удалась. А ведь там, где распределяют льготные кредиты, есть соблазн решить вопрос «неформально», желающих получить миллиарды под хороший процент – много. Недаром даже президент Касым-Жомарт Токаев назвал Банк развития Казахстана «банком для своих». Вряд ли что-то изменилось после такой жёсткой характеристики.
Похожее
14.05.2024 11:38
Конкурс проходил на портале электронных закупок АО...