Заколдованный маршрут

16.08.2023

Нынешний тариф в 90 тенге при безналичном расчёте утвердили в феврале 2017 года, более 6 лет назад! Если не хотят повышать тариф, тогда должен быть реальный размер субсидий. Власти занимаются популизмом, понимают, что повышение стоимости проезда вызовет недовольство и социальную напряжённость, но и субсидии в полном объёме не хотят платить. Вот и главная причина транспортных проблем в городе.

 Проходят годы, а общественный транспорт Усть-Каменогорска словно движется по заколдованному маршруту – все пути ведут в тупик. И не только в тупик, а в «чёрную дыру». Из тупика ещё можно найти выход, а вот из «чёрной дыры» - нет. Ситуация становится всё хуже и хуже. В крупном промышленном городе, областном центре, пассажиры вынуждены по 30-40 минут, а то и по часу ждать автобус или трамвай. До 7 часов утра весьма затруднительно, а из некоторых районов практически невозможно добраться до работы, в поликлинику, по делам. Вечером наступает негласный комендантский час – после 21-00 уже редкий автобус появится на улицах города, единственным способом добраться до нужного места становится такси, или идти пешком.

 Наше издание постоянно поднимает проблему работы общественного транспорта. Эти публикации уже можно издать отдельной брошюрой. Вот статьи за последние несколько лет. «Стоп,  машина! Почему автобусный транспорт Усть-Каменогорска находится на грани гибели?», январь 2020 года https://flashpress.kz/blog/flash/177133.html  «Грустный автобус», февраль 2021 года https://flashpress.kz/blog/flash/177704.html

  И вот - очередная встреча с председателем Ассоциации «Союз автоперевозчиков Восточного Казахстана» Николаем Масичем.

- Николай Владимирович, последнее интервью с Вами было два года назад, накануне внедрения системы электронного билетирования. Тогда руководство города во всех СМИ заявляло – вот начнёт действовать электронное билетирование – и все проблемы будут решены. Работа перевозчиков станет прозрачной, власть увидит их доходы, реальный пассажиропоток, пересмотрит схему маршрутов, наконец, станет выплачивать субсидии, автопарки закупят новые автобусы, повысят зарплату, и всё будет прекрасно. Прошло 2 года, но почему-то транспортный рай в Усть-Каменогорске не наступил. Стало ещё хуже. Почему? Ведь субсидии, вроде бы, действительно стали выплачивать.

- Да, субсидии стали выплачивать с июля 2021 года, когда 42 городским маршрутам был придан статус социально-значимых направлений. Но вся беда в том, что выплачиваются субсидии не в полном объёме, несвоевременно, и даже эпизодически. Вот цифры. В 2021 году выплатили менее 1 млрд. тенге. В 2022 году из бюджета на эти цели выделили 2,9 млрд. тенге. На 1 января нынешнего года в местном бюджете заложили 1 млрд. тенге. Этими деньгами закрыли в январе-феврале долг за прошлый год, и то не полностью. 21 апреля выделили ещё миллиард. Из этих средств погасили долг за январь - февраль.  27 июля было выделено 1 млрд. 327 млн. тенге, из них миллиард – из областного бюджета, 327 млн. – из городского. На сегодня оплачен только долг за апрель. Субсидии за март, май, июнь, июль так и не поступили. И ещё остаётся долг за прошлый год – 330 млн. Так что утверждение, что перевозчики стали получать субсидии и прекрасно зажили – это только легенда.

- Жители города, увидев цифры в миллиарды тенге, конечно, могут подумать, что автобусники теперь «жируют». Что им ещё надо? Почему транспорт не стал лучше ходить? Это резонный вопрос обычного горожанина, не вдающегося в экономические расчёты и подробности.

- Да, цифры, вроде бы, солидные. Но давайте посчитаем. В городе работают шесть перевозчиков. Каждый получает субсидии в зависимости от количества маршрутов, числа перевезённых пассажиров, есть крупные перевозчики, есть поменьше. Но даже если брать в среднем, то за прошлый год выходит округлённо по 500 млн. на перевозчика. Эти средства только позволяют компенсировать часть расходов, и ни о каком развитии речи быть не может. К тому же, перевозчики в расчёте на субсидии стали закупать новый транспорт, новые автобусы уже курсируют по городским маршрутам. Но субсидии поступают в урезанном виде, и несвоевременно. А за новые автобусы нужно платить кредиты! Самая минимальная стоимость автобуса большой вместимости– 60 млн. тенге.  

- Так власть говорит, что новый подвижной состав перевозчики купили за счёт субсидий! Вот что сказал бывший аким области Даниал Ахметов в феврале этого года, когда два перевозчика закупили 20 новых автобусов: «Программа субсидирования перевозчиков работает в области около полутора лет. Это позволило нам приобрести 67 новых комфортабельных автобусов». https://yk.kz/news/gorod/v-ust-kamenogorsk-priexali-20-novyix-avtobusov-292778.html

- Это очередная легенда. Автобусы приобретены за счёт кредитов. Да, перевозчики надеялись, что субсидии позволят им своевременно рассчитываться по кредитам. Но в реальности теперь кредиты висят на них тяжёлым грузом, и усугубляют и без того непростое финансовое положение.

 - Аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар недавно заявил, что проблемы в общественном транспорте имеют место потому, что необходимы средства на бесплатное питание учащихся младших классов! Вот цитата: «С нашей стороны была задержка выплаты субсидий перевозчикам. Это произошло из-за необходимости выделения средств на обеспечение бесплатного питания учащихся младших классов. Недавно была сессия маслихата и благодаря поддержке акима области Ермека Беделбаевича Кошербаева выделена необходимая сумма для субсидирования перевозчиков. В начале августа мы закроем долг». А почему в бюджете нельзя сразу выделить всю сумму для субсидирования на год? И действительно ли уже выделена вся, как сказал аким, «необходимая сумма»?

- Я тоже не понимаю, почему средства для субсидий выделяют частями. И почему сразу не заложили в бюджет деньги на питание школьников? Странно слышать, что транспорт плохо работает из-за бесплатного питания детей! Кстати, какое бесплатное питание летом, во время каникул?! Насчёт «необходимой суммы» я уже привёл цифры ранее. Остаётся долг за 4 месяца и даже за прошлый год.

- Как рассчитывается объём субсидий? Если сейчас всё прозрачно, видно, сколько пассажиров перевезено, то, наверное, сумма субсидий должна составлять разницу между реальной стоимостью проезда и тарифом в 90 тенге или 130 тенге за наличные за каждого пассажира. За льготников – разницу между 50 тенге и реальной ценой.  Кстати, какова на сегодня реальная стоимость одной поездки?

- В зависимости от протяжённости маршрута и сложившегося пассажиропотока реальная стоимость составляет от 200 до 300 тенге. Есть утверждённая методика расчёта субсидий, там всё расписано. Но дело в том, что рабочая группа городского акимата по вопросам субсидирования во главе с заместителем акима Арманом Искаковым, состоящая в большинстве из представителей госструктур,  произвольно урезает сумму субсидий, не включает в расчёт важнейшие расходы!

 Возьмём, к примеру, стоимость дизтоплива. В течение 2022 года цена литра дизтоплива была 260 тенге. Нам утвердили эту стоимость в расчёте субсидий только в ноябре 2022 года! До этого платили субсидии с учетом старой цены - 199 тенге. На каждом литре перевозчикам не компенсировали 61 тенге. С 12 апреля этого года дизтопливо стало стоить 295 тенге. Но расчёт ведут по 260! Зимнего топлива в расчёте вообще нет! Стоимость резины увеличилась более чем в три раза. Выросли тарифы на коммунальные услуги. Нужно повышать зарплату. Произошло обновление подвижного состава, но перерасчет субсидий не сделали. Ничего из перечисленных затрат не включено в расчёт субсидии!

- Тогда какая цель у власти, у рабочей группы? Они хотят, чтобы транспорт работал лучше для удобства горожан, или цель – экономия бюджетных средств?

- Если они хотят экономить бюджет, тогда нужно повышать стоимость проезда, перекладывать часть затрат на пассажиров. Напомню, что нынешний тариф в 90 тенге при безналичном расчёте утвердили в феврале 2017 года, более 6 лет назад! Если не хотят повышать тариф, тогда должен быть реальный размер субсидий. Власти занимаются популизмом, понимают, что повышение стоимости проезда вызовет недовольство и социальную напряжённость, но и субсидии в полном объёме не хотят платить. Вот и главная причина транспортных проблем в городе. Наши расчёты, наши пожелания руководство города игнорирует. О заседаниях рабочей группы мы узнаём лишь в день проведения! Никаких предварительных материалов нам не предоставляют. Всё воспринимается на слух, уже на самом заседании. Согласно правилам субсидирования  решение по предоставленным перевозчиками расчётам должно быть принято в течение 15 рабочих дней. Последнее заседание рабочей группы состоялось 1 ноября прошлого года! В декабре мы предоставили все расчёты и по тарифу, и по субсидиям. До сих пор никакого ответа!

 Уже сейчас власть закладывает проблемы на следующий год.  Идёт формирование бюджета на 2024 год, к октябрю должны быть завершены все расчёты. Допустим, что на субсидии до конца этого года выделят в лучшем случае ещё миллиард. И на следующий год сумма будет по факту этого года – чуть более 4 миллиардов, но без учёта затрат и без наших расчётов, то есть произвольно. И в следующий год мы войдём с долгами за нынешний год, и всё продолжится по-прежнему.

- Получается, что рабочая группа просто выбрала тактику затягивания. Уже почти год не проводятся заседания! Неужели они думают, что проблемы сами собой «рассосутся»?

- Я не знаю, что они думают, и думают ли вообще. Наверное, начнут принимать меры, когда транспорт вообще встанет! 

 - Кстати, в городском акимате так не думают. Вот что они ответили на открытое письмо редактора сайта www.flashpress.kz акиму ВКО Е. Кошербаеву: «В целях улучшения качества услуг общественного транспорта с 2021 года в областном центре внедрена система электронного билетирования, что позволяет отслеживать движение автобусов и осуществлять возмещение убытков перевозчиков.  У автопарков появилась возможность обновлять подвижной состав». А вот что сообщает в ответе на запрос редакции городской Центр управления пассажирскими перевозками (ЦУПП): «АСОП (автоматическая система оплаты проезда) позволила произвести расчёты реальной стоимости проезда на каждом маршруте отдельно. Размер выплаты субсидий напрямую зависит от этого показателя».

 - Те, кто пишет такие ответы, и, особенно те, кто подписывает, живут в каком-то другом Усть-Каменогорске. И в общественном транспорте точно не ездят.

- Николай Владимирович, какова ситуация ещё в одном виде автомобильного общественного транспорта – маршрутных такси.

- Такая же печальная. Только в августе прошлого года на рабочей группа обсудили вопрос об отнесении маршрутных такси к социально-значимым перевозкам.  А в октябре областной маслихат принял решение о внесении этих маршрутов в перечень социально-значимых. Но до сих пор перевозчики маршрутных такси не получают субсидии. Рабочая группа сама, произвольно, не учитывая расчёты перевозчиков, определила стоимость проезда в маршрутках в размере от 109 до 115 тенге. Такой расчёт не имеет ничего общего с реальностью.

 Поэтому во многих маршрутках или совсем нет, или не работает электронное билетирование. Практически все водители маршруток – это индивидуальные предприниматели. Вся оплата по электронному билетированию поступает на счёт ЦУПП, а уже потом ЦУПП перечисляет перевозчикам. Оплата за пятницу и выходные поступает перевозчикам лишь в понедельник. А если длинные праздничные дни? Тогда оплату нужно ждать 4-5 дней. Если крупные перевозчики ещё как-то могут маневрировать средствами, то у ИП такой возможности нет. У него даже не будет денег, чтобы заправиться. Поэтому им выгоднее получать сразу наличные.

  В итоге из 115 графиков маршруток осталось лишь 62, а реально закрывается не более 40 графиков! Более половины маршруток сошли с городских улиц! А ведь есть районы, куда можно добраться лишь на этом виде транспорта. Это Кожедуба (230 маршрут), Жыланды (250), Жастар (бывшая Комсомольская) – 246, 262. Уход маршруток только обострил ситуацию с перевозками. А ведь цена вопроса – всего 100 млн. тенге субсидий, и 13 маршрутов были бы сохранены.

- Есть ещё один аспект проблемы общественного транспорта – острый недостаток водителей.

- И эта проблема может вообще убить городские пассажирские перевозки. Сейчас для получения водительской категории D необходим возраст 25 лет и стаж работы на пассажирских перевозках по категории D1- 3 года. Это вообще нереально. Значит, водитель автобуса может быть не моложе 28 лет. К этому времени он уже определится и уже не захочет садиться за руль автобуса!

 В парламенте вроде бы начали рассматривать поправки в закон «О дорожном движении». Хотят снизить возраст до 23 лет, а стаж работы по категории D1 до 1 года. Но данные  поправки не решат эти проблемы городского общественного транспорта. Для решения  проблемы необходимо вернуть требования к водителям городского общественного транспорта,  действовавшие ранее в законе  «О транспорте в РК». И то, эффект наступит, в лучшем случае, лет через пять. А пока за рулём в основном люди старшего и предпенсионного возраста. Уйдут они – и работать будет некому.

       Ассоциация неоднократно предлагала несколько важнейших условий, которые помогут решить проблему водительских кадров. Это двухсменный режим работы. Невозможно работать на износ с раннего утра и до позднего вечера, да ещё несколько дней подряд. Это ведь и условие безопасности движения.  Достойная оплата труда. Выход на льготную пенсию на пять лет раньше общеустановленного возраста. И вполне обоснованно, это тяжёлый труд, особенно сейчас, при такой плотности движения, это ответственность за жизнь и здоровье пассажиров. Служебные квартиры, которые можно приватизировать через 10 лет работы. Только так, никакие полумеры уже не помогут.

- Николай Владимирович, что нужно, чтобы городской транспорт работал нормально? Ведь страдают простые жители города. Для них неважно, кто виноват в плохом движении – власть или перевозчики. Люди хотят самого обычного и необходимого – нормально доехать в нужное место, и утром, и вечером, и днём.

- Нужно, чтобы власть просто выполняла законы и постановления, думала о жителях города. По закону пассажирские перевозки носят социально-значимый характер и должны субсидироваться из бюджета. В Усть-Каменогорске транспорт годами, десятилетиями не получал субсидий. Только в 2021 году стали выплачивать. Есть методика расчёта субсидий. Нужно следовать этой методике и выплачивать реальный размер субсидий. И выплачивать регулярно, своевременно.  Никакого произвольного расчёта, типа дадим столько, и этому радуйтесь – быть не должно. Если власти хотят экономить средства бюджета, то пусть повышают стоимость проезда и принимают меры по освобождению городского общественного транспорта от налога на добавленную стоимость. Какую добавленную стоимость производит общественный транспорт?

  Нужно внимательно относиться к людям, работающим в сфере транспорта, чего мы не видим от руководства города  даже в профессиональный праздник  - День работников транспорта. Девять месяцев не собирается рабочая группа – это лучший показатель отношения акимата Усть-Каменогорска к общественному транспорту! Нужно принять все меры, чтобы решить проблему кадрового дефицита водителей. Вот и все нехитрые рецепты оздоровления ситуации в общественном транспорте. Мы годами говорим об этом, официально обращаемся во все инстанции, но нас не хотят слышать. Повторюсь, вспомнят, наверное, только тогда, когда уже некому будет выходить на линию.

- Николай Владимирович, спасибо за откровенный разговор. Пассажиры должны знать реальное положение, хотя от этого им нисколько не легче. Но власть замалчивает и приукрашивает положение, сваливает всё на нерадивых перевозчиков. Правда, пусть и горькая – это уже необходимое условие для движения вперёд.

- Спасибо Вам за то, что поднимаете такие темы. С Вашей помощью будем и дальше добиваться от власти выполнения наших законных требований.

 

            Беседовал Денис Данилевский

Фото из архива редакции  

P.S. Когда материал был уже готов, стало известно, что в Алматы повысили стоимость проезда в общественном транспорте.

«Применение новых тарифов в размере 100 тенге безналичной оплатой и 200 тенге наличной оплатой позволит снизить сумму субсидий порядка на 10 млрд. тенге уже в этом году. Их возможно будет перераспределить на другие социально значимые проекты», – сообщил  на сессии маслихата города заместитель акима Алматы Аскар Амрин.

«Текущий тариф не покрывает расходов перевозчиков, так как реальная стоимость проезда в три раза дороже утвержденного. В этой связи акимат ежемесячно покрывает расходы перевозчиков в виде субсидий. За период 2020-2022 годов, сумма выплаченных субсидий составила 115,8 млрд. тенге», - сказал замакима. https://kaztag.kz/ru/news/oplata-za-proezd-nalichnym-v-almaty-utverzhdena-na-urovne-t200-beznalom-na-urovne-t100

Похожее