Каждому – своё

09.08.2022

Действительно, сейчас такое время, что «каждому – своё», кому-то жемчуг мелкий, а кому-то суп жидкий. «Каждому – своё» - об этом, наверное, думали пассажиры пригородного поезда «Оскемен 1 – Алтай» (ранее «Защита – Зыряновск), штурмуя в минувшую субботу, 6 августа, немногочисленные вагоны.

Эту фразу аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов произнёс на своей июльской пресс-конференции в столичной Службе центральных коммуникаций. В контексте  его блестящего и вдохновенного спича перед журналистами республиканских СМИ это высказывание означало, что каждый, дескать, видит то, что хочет. Кто-то характеризует Усть-Каменогорск как «газовую камеру», а вот в сравнении с экологической обстановкой в других регионах, городах и даже странах, областной центр ВКО покажется «раем», а по отношению к Барнаулу – «абсолютно европейским городом».

 Видимо, эту знаменитую и зловещую фразу аким ВКО произнёс не только в указанном контексте. Наверное, в данном случае сыграла свою роль, как говорят психологи, «оговорка по Фрейду». Это когда человек, сам не ведая того, словами выдаёт свои сокровенные мысли, таящиеся в глубинах сознания и подсознания, выдаёт свою истинную, а не показную суть.

 Действительно, сейчас такое время, что «каждому – своё», кому-то жемчуг мелкий, а кому-то суп жидкий. «Каждому – своё» - об этом, наверное, думали пассажиры пригородного поезда «Оскемен 1 – Алтай» (ранее «Защита – Зыряновск), штурмуя в минувшую субботу, 6 августа, немногочисленные вагоны. Поезд – это, конечно, громко сказано. Вагонов в составе всего пять.

- В этот день для нас был сущий ужас, - рассказывает Милена Караева. – Я езжу этим поездом уже много лет, но такого не видела никогда. Как оказалось, всё дело в том, что из состава убрали два плацкартных вагона, и заменили их на сидячие вагоны. А в них пассажиров помещается в 2 раза меньше, чем в плацкарте. В плацкартном только на боковушках могут сидеть 4 человека, а в сидячем 4 места в одном ряду, и некуда поставить груз, а ведь большинство едут на дачи с рюкзаками и сумками, а обратно вывозят урожай.

 - Мы зашли в последний вагон, но там уже некуда было протолкнуться, - продолжает рассказ Милена. -  Мои попутчики, в том числе пожилая женщина  80 лет, остались в тамбуре, а я пошла протискиваться по другим вагонам в поисках места. Все тамбуры, проходы были заняты, ни шагу ступить. Люди злые, раздражённые, отказывались пропускать, я столько выслушала в свой адрес. В единственном оставшемся плацкартном вагоне сидели даже на верхних полках! Согнувшись в три погибели, но сидели по три человека! В первом вагоне я обнаружила несколько свободных мест! Моему счастью не было предела! Позвонила своим знакомым, и они пробрались ко мне. В суматохе мы позабыли о старушке. Ведь она продолжала стоять в тамбуре! Мы не знали номера её телефона. Я пошла за ней в обратный путь. Неожиданно проводница  отказалась выпускать меня из вагона! Я объяснила, что там стоит пожилая бабушка, а здесь есть место. Но проводница была категоричной – если старушка купила билет в том вагоне, там она должна и оставаться. Странно, ведь билеты продают уже в самом поезде, и без указания мест. Я вырвалась из вагона и привела бабушку, усадила. Так ведь проводница пришла на разборки! Но встретив гнев всех пассажиров, удалилась. Уже утром жара была под 30 градусов. Мы ехали полтора часа в неимоверной духоте и тесноте. Мы, молодые, и то с трудом выдержали этот путь. А каково было пожилым?! А ведь люди едут не для праздного времяпровождения, а на дачу, чтобы прокормить самих себя!

- В составе с самого начала движения поезда было 2 плацкартных вагона, и этого оказалось явно недостаточно. Когда добавили третий плацкарт, все радовались. Наконец-то стали более-менее нормально ездить. Хотя бы в проходах никто не стоял, все сидели, пусть и на боковушках, но сидели. Но радость была недолгой. Через пару недель оставили всего один плацкарт! Стало ещё хуже.  Зачем на этот поезд сидячие вагоны? На таких люди ездят в пригородных поездах на работу. Взял портфельчик, сумочку, сел, и через полчаса вышел. Здесь же народ едет на дачи или на базы отдыха. Когда-нибудь сделают нормальный поезд? Годами этот кошмар продолжается, и никто не хочет решать! Нас возят, как скот на бойню! – возмущается Милена.

 Немалая часть измотанных такой поездкой дачников решила сократить своё пребывание на даче. Вместо двух выходных дней – лишь один, и уехали обратно в субботу вечером. Субботний обратный поезд также был переполнен. Люди опасались, что в воскресенье снова будет такая же битва и давка. 

 «Каждому – своё» - наверное, так думает аким ВКО, взирая на пролетающие сквозь затонированое стекло роскошного представительского автомобиля картинки окружающей действительности. Известный в ВКО журналист Антон Сергиенко изучил сайт госзакупок и опубликовал на сайте Ratel.kz результаты своего исследования. https://ratel.kz/raw/vladelets_samogo_krutogo_avtoparka_v_vko_tratit_milliony_tenge_na_arendu_mashin

Так, на  услуги по перевозке легковым автотранспортом  областной  акимат ВКО за полгода заключил  4 договора на сумму 23 млн. тенге. В гараже управления делами аппарата акима ВКО – не менее 36 автомобилей. Из них три самых крутых Lexus и четыре Toyota Land Cruiser. Можно предположить, что несколько самых роскошных  представительских авто закреплены лично за акимом области. Разные цели поездки – разные авто, как разные костюмы, нехорошо на таком уровне носить один костюм и ездить только в одном автомобиле. А ведь есть ещё расходы на техническое обслуживание машин. И расходы на их приобретение. И даже расходы на поездки во время посещения главой области столицы. Для этого акимат ВКО арендует автомобили  в Нур-Султане. В прошлом году поездки Даниала Ахметова по главному городу страны обошлись налогоплательщикам более чем в 2,5 млн. тенге. Негоже главе региона ехать из аэропорта в точку назначения, допустим, на такси.  Все эти расходы – не только на  Даниала Ахметова. Такие нормативы заложены в постановлениях, приказах, инструкциях правительства. Сколько же бюджетных, народных  средств тратится только на то, чтобы чиновники теперь уже в 19 регионах страны могли усадить свои мягкие места в мягкие кресла и доехать до кабинета. А ведь есть ещё акиматы городов, районов, министерства, департаменты, управления…

 «Каждому – своё». Кому-то персональный авто, а то и несколько, а для кого-то не могут выделить даже старые, обшарпанные, но такие желанные плацкартные  вагоны. А почему такие привилегии и такой чрезмерный комфорт  для высшего звена госслужбы? Что они сделали, чтобы жизнь народа становилась лучше?

 На обеспечение деятельности акима ВКО, например, в областном бюджете этого года выделено 2 млрд. 661 млн. 913 тыс. 900 тенге. В этой сумме, в том числе, и средства на комфортные служебные автомобили для него. На услуги по обеспечению деятельности акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара в городском бюджете предусмотрено 396 млн.617 тыс. 800 тенге.  А ведь за почти 8 лет правления Даниал Ахметов так и не решил самые простейшие, но и самые насущные, самые жизненные проблемы населения. Такие же итоги и четырёхлетнего правления Жаксылыка Омара. Хотя бы организацию комфортного (для акима можно создавать комфорт, а почему нельзя для народа?) пригородного поезда. Ниже фото этого поезда в бывший Зыряновск, а ныне Алтай, сделанные ровно год назад. Посмотрите, ведь ничего не изменилось за год, вагон  заполнен до отказа. Только хуже стало с работой общественного транспорта в Усть-Каменогорске. Так и не решен вопрос о переселении жителей аварийных и ветхих домов. Список можно продолжать.  Тем не менее, срок полномочий акима ВКО продлён ещё на год. Вместе с ним остаётся в своём кресле и Жаксылык Омар. За какие заслуги?

   Вот рассказывать о гигантских планах – это Даниал Ахметов умеет хорошо. И на июльской пресс-конференции он сообщил о намерении в кратчайшие сроки, в ближайшие три года, сделать побережье Бухтарминского водохранилища лучшим курортом в стране. Такие же планы были ранее по отношению к озеру Алаколь, выделялись и осваивались миллиарды, а что получилось, может посмотреть любой желающий. Теперь, поскольку Алаколь находится на территории области Абай, руководитель ВКО переориентируется на Бухтарминское водохранилище. Только вот Даниал Кенжетаевич, наверное, смутно  представляет, что на летний отдых люди едут не только на автомобилях или автобусах. И, тем более, не летают на вертолётах. Немалая часть отдыхающих предпочитает поезд. Кстати, этот вид транспорта гораздо дешевле. Неужели аким думает, что туристы со всех концов Казахстана, из ближнего и даже дальнего зарубежья, а в грядущем наплыве туристов он просто уверен, будут рады поездке на вот таком поезде, в таких вот скотских условиях?

 Кстати, о Европе. Ведь Ахметов считает, что Усть-Каменогорск – это уже абсолютно  европейский город. Так вот, там за такую работу общественного транспорта или за подобный пригородный поезд,  мэра или губернатора в лучшем случае «прокатили» бы на выборах или досрочно отправили в отставку, а в худшем – какие-нибудь «жёлтые жилеты» просто вынесли его  из руководящего кресла. А у нас ничего – уже почти 8 лет работает. Это два президентских срока во Франции.  

 

                    Денис Данилевский

Фото из архива редакции

Похожее