09.08.2018
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан недра находятся в государственной собственности. Государственная собственность на недра является одной из составляющих основ государственного суверенитета Республики Казахстан. Государство обеспечивает доступ к недрам на основаниях, условиях и в пределах, предусмотренных законодательными актами.
Согласно, Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» право недропользование предоставляется только государством на основании лицензии и контракта.
В этой связи, любое изъятие полезных ископаемых без контракта или лицензии является незаконным.
И как правило, нарушенные земли на которых проводилось незаконное недропользование подлежит к рекультивации. Рекультивация проводится согласно Приказу и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 апреля 2015 года № 346, зарегистрированный в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 3 июня 2015 года № 11256 «Об утверждении инструкции по разработке проектов рекультивации нарушенных земель». Процедура разработки проектов рекультивации нарушенных земель осуществляется в следующей последовательности: подготовительные работы (камеральные и полевые); производство изысканий; разработка проекта рекультивации нарушенных земель; согласование и выдача проекта. Проектирование осуществляется на основании решений, принятых в утвержденных технико-экономических обоснованиях или технико-экономических расчетах строительства.
В соответствии Кодекса РК «Об административных правонарушениях» ч.1 ст. 139 за нарушение права государственной собственности на недра т.е. за незаконную добычу полезных ископаемых предусматривается административная ответственность для физических лиц в виде штрафа в размере 50 МРП или 120 250 тенге, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства – в размере 100 МРП или 240500 тенге, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 150 МРП или 360 750 тенге, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 500 МРП или 1 202 500 месячных расчетных показателей. Как видим размеры штрафов по незаконной добыче полезных ископаемых очень высокие.
Следует учитывать, что кроме административного штрафа в отношении нарушителю предъявляется ущерб в размере десятикратной рыночной стоимости незаконно добытых полезных ископаемых.
По состоянию на 01.08.2018 года к административной ответственности привлечено 15 лиц на общую сумму 1 863 875 тенге, из них 9 штрафов на сумму 917 825 тенге взысканы в доход государства, на принудительное взыскание направлен 1 штраф на сумму 84 175 тенге, по 5 штрафам не наступил срок. Кроме того, предъявлены 11 ущербов на общую сумму 1 632 793 тенге, из них 4 ущерба на общую сумму 320 949 тенге взысканы в доход государства, по 6 ущербам на сумму 1 275 772 не наступил срок, по 1 ущербу на сумму 36 072 тенге материал направлен в суд.
Например, на гр. Г. был наложен административный штраф в размере 50 МРП – 120 250 тенге по ч.1 ст. 139 КРК об АП и предъявлено требование о возмещении ущерба на сумму 74000 тенге за незаконную добычу ПГС (песчано-гравийной смеси) в размере 4,7 м3.
И прежде чем совершать такие противоправные действия нужно очень хорошо подумать, во что это может обернуться.
На территории региона осуществляют деятельность предприятия, у которых можно купить на законном основании строительные материалы в виде песка, глины, ПГС. А также сообщаем, что на официальном сайте Комитета геологии и недропользования можно увидеть список недропользователей официально имеющие Контракт (лицензию) на право добычу общераспространенных полезных ископаемых или в средствах массовой информации (СМИ).
В настоящее время правоохранительные органы проводят работы по пресечению нелегальной добычи общераспространенных полезных ископаемых.
В целях обеспечения законности и предупреждения правонарушений со стороны юридических и физических лиц, РГУ «Департамент экологии по ВКО» доводит до населения сведения о необходимости соблюдения требований природоохранного законодательства и одновременно разъясняет об административной ответственности за их нарушение.
Манакбаева Айнур Талгатбековна - государственный экологический инспектор по ВКО - главный специалист отдела государственного экологического контроля Департамента экологии по ВКО.
Похожее