21.03.2019
1. Малое количество государственных услуг, оказанных с выдачей конечного результата.
Из названия услуги следует, что конечным результатом госуслуги является решение местного исполнительного органа о предоставлении жилья нуждающимся людям.
На практике процесс оказания госуслуги заканчивается на этапе постановки на очередь и лишь единицы получают решение акимата о предоставлении жилья. При этом, нельзя делать выводы, что со стороны государства отсутствует поддержка лиц, нуждающихся в жилье.
Данное обстоятельство поясняется тем, что государством реализованы и реализуются многочисленные программы, такие как программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011-2014 годы, «Доступное жилье 2020», «Нұрлы жер» и т.д., которые дублируются оказанием данной госуслуги. Для получения жилья по госпрограммам требуется лишь нахождение лица на учете в качестве нуждающегося в жилье (1 этап госуслуги).
При этом следует отметить, что при предоставлении жилья по государственным программам, кроме отделов жилищных отношений в процессе участвуют банковские (кредитные) организации, которые самостоятельно проводят конкурсы на получение жилья.
Из за отсутствия информационной работы со стороны отделов жилищных отношений по реализуемым государственным программам, зачастую услугополучатели думают, что без помощи третьих лиц получение жилья не представляется возможным. Население не осведомлено о том, что при предоставлении жилья по государственным программам очередность не имеет особую роль и что она учитывается только при подсчете баллов.
В этой связи, предлагается отделам жилищных отношений при выдаче уведомлений о постановке на учет, в тексте разместить доступную для простого населения информацию (объявление) по реализуемым программам в данной сфере. Управлению энергетики и ЖКХ области совместно с банками (Жилстройсбербанк, Казахстанская ипотечная компания и иные банки второго уровня, реализующие «7-20-25») разработать текст объявления с последующей передачей в районные отделы.
2. Наличие коррупционных рисков в работе базы данных.
Департаментом в 2018 году, на основании обращения Управления государственного архитектурно-строительного контроля Восточно-Казахстанской области (далее – Управления), была проведена проверка в филиале НАО «ГК «Правительство для граждан» по ВКО (далее – Госкорпорация), по факту регистрации объекта, без получения согласия Управления.
Согласно Закону РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», регистрирующим органом является Государственная корпорация «Правительство для граждан», осуществляющая государственную регистрацию по месту нахождения недвижимого имущества.
В ходе проведения проверки доводы Управления были подтверждены. При этом установлено, что сотрудник Госкорпорации, в целях устранения допущенного нарушения самостоятельно удалил сведения с базы ГБДРН об объекте недвижимости, хотя согласно пункту 1 статьи 33 ЗРК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», аннулирование записей в регистрационном листе правового кадастра осуществляется только на основании актов суда, вступивших в законную силу.
Исходя из изложенного следует, что у сотрудников Госкорпорации имеются права администратора по самостоятельному удалению сведений по объектам недвижимости.
С учетом нормы статьи 72 Закона РК «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 года, согласно которой в постановке на учет для предоставления жилища отказывается если будет установлено, что гражданин стал нуждающимся в результате преднамеренного ухудшения своих жилищных условий в течение последних пяти лет, вышеуказанное обстоятельство создает определенные коррупционные предпосылки по незаконному удалению из базы данных сведений о наличии ранее зарегистрированных прав на недвижимое имущество.
В связи с этим, предлагается ограничить права сотрудников Госкорпорации в системе ГБДРН для недопущения незаконного удаления сведений.
3. Истребование документов, предоставление которых не регламентировано законодательством.
В соответствии с подпунктом 4) статьи 69 Закона РК «О жилищных отношениях», граждане Республики Казахстан признаются нуждающимися в жилище из государственного жилищного фонда, если жилище, в котором они проживают, не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям.
Согласно пункту 9 стандарта государственной услуги «Постановка на учет и очередность, а также принятие местными исполнительными органами решения о предоставлении жилища гражданам, нуждающимся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде», утвержденного приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 апреля 2015 года № 319, в случаях, когда жилище, в котором проживает семья, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям, услугополучатель дополнительно представляет справки соответствующих уполномоченных органов.
Также, в соответствии с подпунктом 9) пункта 8 Правил постановки на учет граждан Республики Казахстан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июня 2012 года № 856 (далее – Правила постановки на учет), в случаях, когда жилище, в котором проживает семья не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, заявитель дополнительно представляет оригинал санитарно-эпидемиологического заключения, выданного территориальным подразделением уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной организацией санитарно-эпидемиологической службы.
Вместе с тем, со ссылкой на пункт 3 статьи 21-1 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (деятельность (эксплуатация) объектов незначительной эпидемической значимости осуществляется без получения санитарно-эпидемиологического заключения на объект) органы охраны общественного здоровья отказывались выдавать требуемые для постановки на учет заключения.
Департамент с данной проблемой столкнулся при проведении проверки в отделе жилищных отношений Зайсанского района на основании жалобы заявителя.
Однако, в ходе подготовки материалов к заседанию Межведомственной рабочей группы установлено, что согласно поручению Комитета охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения РК (далее – Комитет) от 6 марта 2019 года, в целях предотвращения социальной напряженности свете последних событий, отныне территориальными департаментами Комитета выдача вышеуказанных заключений будет осуществляться.
4. Нарушение законодательства при оказании государственной услуги.
В ходе проведения внеплановой проверки в отделе жилищных отношений Зайсанского района был выявлен ряд грубых нарушений, такие как незаконное снятие с учета граждан, незаконная передача права очередности на получения жилья и т.д.
Исходя из изложенного и в целях недопущения аналогичных нарушений со стороны других районных (городских) отделов предлагается итоги проверки направить акимам районов (городов).
Похожее