«Умный завод»: «АЗИЯ АВТО» внедряет проекты цифровизации и разрабатывает собственные интеллектуальные системы

24.06.2019

Завод «АЗИЯ АВТО» с самого основания, в 2002 году, взял курс на цифровую трансформацию. Предприятие всегда стремилось к тому, чтобы использовать исключительно передовые технологии, оборудование и системы управления. Став однажды пионером отрасли автомобилестроения в Казахстане, усть-каменогорский завод остается ее неизменным лидером как по объемам производства, так и по показателям эффективности.

Вместе с тем, как автомобили становятся лучше, сложнее, «умнее», развивается, становится «умным» и завод. Цифровая трансформация позволяет «АЗИЯ АВТО» повышать свою производительность за счет более быстрой и точной организации не только производственных процессов, но и вспомогательных, «сервисных» потоков.

Реализация принятой концепции «Умный завод» подразумевает дальнейшую модернизацию действующей системы оперативного управления и контроля производством, переход на компьютерное планирование основных производственных и логистических процессов, управление компетенцией персонала, а также повсеместную замену труда операторов на работу интеллектуальных систем. Жизнедеятельность завода полностью переходит в режим онлайн.

Только за 2018 год реализация плана модернизации производства позволила повысить производительность с 23 до 33 автомобилей на одного работника – показатель. О планах завода на 2019 год поделился начальник отдела автоматизированных систем управления «АЗИЯ АВТО» Алексей Захаров.

– Важная часть работы завода – грамотное планирование, – отметил Алексей Захаров. – Благодаря новым IT-модулям этот процесс на «АЗИЯ АВТО» ведется в электронном формате. Система автоматически создает план производства, контролирует его выполнение и определяет последовательность подачи кузовов и комплектующих в рабочие центры сборки автомобилей.

Сегодня каждый комплектовщик использует удобный портативный компьютер, посредством которого система выдает задание – с какого стеллажа какие комплектующие нужно взять и куда переместить. Применение «ручных» компьютеров избавило сотрудника от бумажной работы и исключило ошибки, связанные с человеческим фактором. Соблюдение принципа Just in time теперь обеспечивает компьютерная техника.

 

 

 

В текущем году в системе автоматической идентификации и прослеживаемости будет завершен переход от штрихового кодирования к бесконтактной радиочастотной идентификации с помощью RFID-меток. Это также позволит значительно сократить трудозатраты операторов, повышая их производительность.

Еще одно новшество внедряется на сборочном конвейере – «умный» инструмент. Современные динамометрические ключи фирмы Atlas Copco затягивают резьбовые соединения с высокой скоростью и точностью.

 

 

 

Уже в ближайшее время систему «умного» инструмента свяжут с оперативной системой управления. Сформируется четкая последовательность манипуляций автосборщика, которая будет информировать о том, с каким моментом и какое соединение необходимо затянуть. Рабочему останется лишь поднести ключ, а инструмент сделает все сам благодаря данным, запрограммированным в системе. Интеграция «умного» инструмента позволит контролировать точность и качество сборки, ведь все действия автоматически будут передаваться в службу качества.

В «АЗИЯ АВТО» не только внедряют передовые технологии, но и ведут собственные разработки, позволяющие шагнуть далеко за пределы завода, и смело влиться в цифровую экосистему городов. «АЗИЯ АВТО» совместно с технологическим партнером – крупнейшей российской компанией по производству автосигнализаций, стали первыми на постсоветском пространстве, кто стал устанавливать систему «подключенного автомобиля» на автосборочном конвейере.

– Интеллектуальная система BIPEK Contact, которой уже сейчас оснащаются около 70 процентов выпускаемых нами автомобилей, позволяет владельцу дистанционно управлять личным транспортом с помощью смартфона, отслеживать его техническое состояние и целый ряд других параметров. Это в буквальном смысле бортовой компьютер на смартфоне, – говорит директор по производству «АЗИЯ АВТО» Сергей Екимов. – Система включает в себя и высококлассную охранную сигнализацию. Теперь владелец автомобиля защищен от рисков ошибок и снятия с гарантии при самостоятельной установке сигнализации. Также она удобна и для владельцев автопарка – с помощью специального портала они могут получать информацию обо всех автомобилях парка, оснащенных BIPEK Contact. Система идеально интегрируется с проектом «Умный город», который разрабатывают и реализовывают в городах Казахстана. Система BIPEK Contact защищена авторским правом и рядом патентов на изобретение.

Руководство предприятия признает, что с быстрым внедрением проектов цифровизации, во многом исключающих человеческий фактор и ручной труд, образовался дефицит в IT-специалистах, готовых предоставлять и внедрять интеллектуальные разработки. В рамках программы «Цифровой Казахстан» в вузах и колледжах студентов начали обучать «профессиям будущего». Цифровизация производственных процессов на автозаводе поможет решить проблему трудоустройства выпускников, обеспечить молодых специалистов рабочими местами. Предприятие давно тесно сотрудничает с вузами региона в части подготовки кадров, а в текущем году «АЗИЯ АВТО» и ВКГТУ им. Д. Серикбаева запланировали ряд совместных научно-исследовательских проектов, которые будут иметь и промышленное применение. Среди таких проектов роботизация складского транспорта, «оцифровка» инфраструктурных процессов и объектов, а также применение искусственного интеллекта в управлении человеческим капиталом.

 

 

 

Президент «АЗИЯ АВТО» Ерик Сагымбаев:

«Процесс цифровизации стал неотъемлемой частью работы предприятия задолго до того, как появилась потребность в цифровой трансформации всех жизненных сфер казахстанцев. Это веяние времени. Такие правила диктует Четвертая промышленная революция, которая потянула за собой стремительные экономические, технологические, социальные изменения и, соответственно, сформировала потребность в роботизации всех сфер производства».

Внедрение IT-технологий напрямую коснется и рядовых потребителей. Цифровая трансформация завода позволит снизить себестоимость автомобилей, увеличить объем и качество выпускаемой продукции.

Похожее