В ВКО обсудили вопросы защиты прав потребителей

06.03.2020

В областном акимате состоялось заседание коллегии по защите прав потребителей. В целом, целесообразность и актуальность изучения вопроса обусловлено социальной ролью потребителей, ведь от них зависит развитие предпринимательской деятельности в Казахстане.
Как отметил в своем выступлении заместитель акима ВКО Алишер Мархабат, в настоящий момент низкая удовлетворенность населения по данному вопросу указывает на имеющиеся проблемы. Так, согласно проведенному социологическому исследованию, 87% опрошенных подтверждают факт нарушения прав потребителей, при этом 29%  отмечают, что их права были нарушены более 7 раз  год.
17 июля 2019 года указом Главы государства Касым-Жомарта Токаева создано Министерство торговли и интеграции РК  с передачей ему функций и полномочий Министерства национальной экономики РК в области формирования и реализации внутренней и внешней торговой политики, международной экономической интеграции, защиты прав потребителей. Также был создан Комитет по защите прав потребителей при Министерстве, Департаменты.
На сегодняшний день система защиты прав потребителей Восточного Казахстана включает в себя работу всех государственных органов и действующих общественных объединений. Однако пока что между данными структурами отсутствует эффективное взаимодействие, что, безусловно, сказывается на качестве работы в данной сфере. Как подчеркнул Алишер Мархабат, для комплексного решения проблем необходимо усилить межведомственное взаимодействие, использовать потенциал общественных организаций, проводить разъяснительные работы с населением, обеспечить мониторинг качества оказываемых услуг.
С ним также согласился руководитель Департамента по защите прав потребителей ВКО Кеген Турсынбаев. По его мнению, основная проблема – незнание населения своих базовых прав. До сих пор на высоком уровне сохраняются факты невыдачи фискальных чеков, отказов в обмене и возврате некачественных товаров. Также прибавились жалобы по навязыванию дополнительных возмездных услуг торговых сетей. Однако есть случаи, когда в Департамент обращались продавцы для уточнения своих прав и обязанностей, согласно защите прав потребителей. То есть, во многих случаях персонал торговых организаций не знает или неправильно трактует нормы законодательства.
– Каждый день наши граждане совершают рядовые сделки – оплачивают проезд в общественном транспорте, покупают продукты, одежду. Немало потребителей сталкиваются с тем, что продавец не доводит всю необходимую информацию о товаре, не вовремя выполняет свои обязанности по передаче товара покупателю, некачественно выполняет работу и оказывает услуги. В результате потребитель получает в руки некачественный товар. Несмотря на то, что в Казахстане действует Закон «О защите прав потребителей», потребитель чаще всего остается один на один в противостоянии с производителями, предпринимателями и продавцами различного уровня. В этой связи, сейчас в Парламенте находится новый законопроект, прошло уже первое слушание. В новом Законе будут усилены полномочия государственных органов – Комитета и Департаментов, – отметил Кеген Турсынбаев.
В ходе обсуждения данных проблем были высказаны предложения по их решению. Руководитель Фонда информационной поддержки развития общества Ольга Свириденко подчеркнула необходимость работы по информированию населения, бесплатной консультативной юридической помощи, развитию клиентоориентированности организаций, вовлеченности персонала, выстраиванию бизнес-процессов. Также она рассказала о создании интерактивной карты по изучению нужд и потребностей населения. Эта уникальная методика была рекомендована для применения всем государственным органам.
Помимо этого, было высказано предложение по повышению уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей через социальные сети.

Похожее