06.02.2024
Новость об отставке правительства в Казахстане восприняли абсолютно спокойно. От того, кто будет сидеть в кресле премьера, в кабинетах министров, практически ничего не зависит. В своё время правительство возглавляли нынешний президент Касым-Жомарт Токаев, Даниал Ахметов, Карим Масимов и многие другие. Но курс оставался неизменным – правительство работало, прежде всего, в интересах правящего класса крупной буржуазии, финансового капитала, олигархов, казахстанских и заморских. Поэтому олигархи все эти годы только богатели, а народ всё туже затягивал пояса.
Некоторые политологи говорят, что, якобы, смена власти неторопливо, но всё-таки идёт после трагических январских событий. На министерских постах уже бывшие вице-министры, новые лица в корпусе областных акимов. И что? Как это повлияло на улучшение жизни народа? Например, на качество и доступность медицинской помощи?
Ушедшее в отставку правительство умудрилось грубо, с ногами влезть даже в нюансы обыденной жизни казахстанцев. Зачем-то заставили регистрировать и чипировать собак и кошек. Взялись за контроль мобильных переводов. Несмотря на явное недовольство граждан, решили обмануть само Солнце – ввели на всей огромной территории страны единый часовой пояс. Просто наплевали на мнение народа, на итоги обсуждения, и установили новое время силой. Последствия этого решения ещё придётся расхлёбывать с 1 марта.
А вот со стратегическим планированием, решением важнейших задач жизнедеятельности страны, развитием промышленности, сельского хозяйства у любого правительства дела идут очень плохо, или вообще никак. Десятилетиями копились проблемы в энергетике, но власть предпочитала жить старым советским запасом. И вот дожились – полетели котлы, рванули трубы, электроэнергии уже не хватает, и дефицит будет только нарастать. Об этом заявил министр энергетики Алмасадам Саткалиев на недавнем заседании правительства в январе.
«В 2023 году объем потребления электрической энергии был на уровне 115 млрд. кВтч (в 2022 году – 112,9 млрд. кВтч). Производство составило 112,8 млрд. кВтч, импорт электрической энергии из сопредельных стран – 3,4 млрд. кВтч.
Согласно утвержденному балансу мощности к 2030 году потребность электрической мощности составит 28,2 ГВт, при этом располагаемая мощность с учетом ввода новых мощностей составит 22 ГВт. Объем дефицита электрической мощности даже с учетом ввода порядка 4 ГВт новых мощностей превышает 6 ГВт».
Вот вам и знаменитая программа «Казахстан – 2030»! В 1997 году президент Нурсултан Назарбаев поставил задачу в 2030 году сделать Казахстан процветающим государством. «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центральноазиатским Барсом и будет служить примером для других развивающихся стран», - сказал Нурсултан Абишевич. «Казахстан 2030 года должен стать чистой и зеленой страной, со свежим воздухом и прозрачной водой. Промышленные отходы и радиация больше не будут проникать в наши дома и сады. Наши дети и дети наших детей будут жить полноценной жизнью в здоровых условиях. Начиная со следующего года, наши ежегодные планы должны соответствовать долгосрочным приоритетам. Более того, система мониторинга должна давать ответ на вопрос - насколько мы продвинулись в достижении поставленных целей. Поэтому нам необходима система стратегического планирования и стратегического контроля, подотчетности и ответственности», - такое указание дал первый президент РК 27 лет тому назад. И к чему пришли? В том самом 2030 году, когда уже должны будут течь молочные реки с кисельными берегами, в стране прогнозируют катастрофический дефицит электричества!
Хотя министр энергетики обнадёжил – дескать, к этому сроку мы построим новые электростанции.
«Предусмотрено строительство новой генерации, мощностью 6,7 ГВт. Предусмотрено строительство газовых станций в городах Актау, Атырау, Актобе, Тараз, Кызылорда, Шымкент общей мощностью 2,4 ГВт. В г. Жезказган предусмотрено строительство новой ТЭЦ мощностью 500 МВт до конца 2029 года. Также на разных этапах ведется проработка крупномасштабных проектов мощностью 5 ГВт со стратегическими инвесторами» - сообщил министр о грандиозных планах.
Всего за оставшиеся 6 лет планируется построить 10 новых электростанций, с учётом трёх ТЭЦ в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске. Напомним, что за прошедшие 33 года не было возведено ни одной крупной станции, за исключением малых ГЭС, маломощных ветровых и солнечных. Как же власти думают ввести в строй сразу 10 ТЭЦ?! Планы сопоставимы со сталинскими пятилетками. Реально ли всё это?
Об этом редакция спросила министерство энергетики. Из каких источников будет финансирование строительства этих станций? Если это будут займы международных финансовых институтов или иностранные инвестиции, как будет осуществляться возврат кредитов или вложенных инвестиций? Кого планируется привлечь для строительства названных станций? Хватит ли в РК газа для потребностей новых газовых электростанций?
Судя по ответу вице-министра Сунгата Есимханова, пока все эти новые электростанции только в задумке чиновников.
«Реализация данных проектов планируется через действующий механизм аукционных торгов на строительство вновь вводимых в эксплуатацию генерирующих установок с маневренным режимом генерации.
Согласно законодательству в области электроэнергетики, право на реализацию проектов будет определено в конкурентных условиях, в аукционах на понижение, соответственно, определить стоимость проектов на сегодняшний день не представляется возможным. Возврат вложенных инвестиций будет осуществляться за счет средств, аккумулируемых на Рынке электрической мощности» - сообщил вице-министр энергетики.
А если никто не заинтересуется этими проектами, и не будет участвовать в аукционе? Да, вроде бы условия привлекательные – на 15 лет гарантируется закупка электроэнергии, тариф устанавливается на аукционе. Одна из мер государственной поддержки – обеспечение топливом. Возврат вложенных средств – за счёт тарифов и гарантированной закупки. Но это совсем не означает, что уже выстроилась очередь из желающих построить ТЭЦ в Казахстане.
И создаётся такое впечатление, что в минэнерго «темнят» с этими проектами. Информация о финансировании самая противоречивая. Сначала сообщили, что будут использованы 1,5 трлн. тенге из пенсионного фонда. Было заявлено, что в числе проектов, которые профинансируют из пенсионных накоплений – газовые, гидро, ветровые и солнечные электростанции. А общую потребность в инвестициях для электроэнергетики министр оценил в 5 трлн. тенге. Но в ответе вице-министра на запрос редакции ни слова о пенсионных средствах. Хотя, скорее всего, будет софинансирование, и со стороны государства направят именно пенсионные средства.
Кстати, стоимость некоторых проектов уже известна. Так, в перечне инвестиционных проектов, размещённом на сайте министерства энергетики, есть пункт о строительстве ТЭЦ в Кызылорде. Видимо, это та самая газовая ТЭЦ, о которой говорил министр энергетики. Инвестором указана Турция, стоимость – 215 млрд. тенге, срок строительства 2023-2025 годы, пока на стадии подготовки документации. Список проектов обновлён 19 января 2024 г. Сроки уже явно сорваны.
С угольными ТЭЦ никаких аукционов не будет. Сейчас многие страны, в том числе и Китай, отказываются участвовать в таких проектах, поскольку Евросоюз может ограничить или вовсе отказаться от сотрудничества со странами и компаниями, которые имеют «углеродный след». Строительством ТЭЦ будут заниматься российские компании. Пока непонятно по финансированию – или кредиты российских банков, или заём от Евразийского банка развития. Возврат инвестиций также предполагается за счёт средств, аккумулируемых на Рынке электрической мощности. Говоря проще, за счёт тарифов. Если новые станции и начнут вырабатывать электроэнергию, то явно по высоким и очень высоким тарифам.
Итак, мы видим, что за 6 лет до намеченной цели (возведение 10 ТЭЦ к 2030 году) нельзя даже сказать, что эти проекты только на бумаге, поскольку и бумаги, т.е. проектно-сметной документации, ещё нет. Не определены подрядчики, источник инвестиций (кроме 1,5 трлн. пенсионных средств), не выделены земельные участки, не решена масса других вопросов.
Такая реальность вызывает большие сомнения в том, что проблема дефицита электроэнергии в 2030 году будет решена. Хотя, вице-министр энергетики Сунгат Есимханов успокаивает: «каждый отдельный проект будет иметь соответствующую реализующую сторону, принимающую на себя обязанности по срокам начала строительно-монтажных работ и вводу в эксплуатацию».
Есть и ещё одна опасность. Даже если и начнут строительство, не факт, что его закончат. Как получилось с новой котельной в посёлке Глубокое. 1,6 млрд. тенге бюджетных средств в итоге ушли на несколько металлоконструкций с нарисованными казахстанскими и турецкими флагами, и груду ржавеющего оборудования. Что дальше будет с этой стройкой – не знает никто. А от замерзания посёлок спасает только аномально тёплая зима.
Между тем, пока шла работа над этой статьей, мажилис поддержал кандидатуру премьер-министра, а президент подписал указ о назначении главой правительства Олжаса Бектенова. Ранее он возглавлял Антикор, т.е. занимался борьбой с коррупцией, и администрацию президента. Это именно то ведомство, где полные мольбы и надежды обращения жителей страны к президенту, как к последней инстанции, просто отправляют тем, на кого они пожаловались.
Похожее
03.05.2024 19:30
- Для нас данный день напрямую связан с нынешним...
27.04.2024 08:19
А как идея «Справедливого Казахстана» может...
17.04.2024 21:31
Так ли необходимо декларирование доходов...
26.03.2024 15:01
Конечно, можно выселить всех мигрантов, закрыть...