14.11.2023
Функций у органов государственного управления столько, что их даже невозможно посчитать. Сама власть признаётся в этом. В Концепции развития государственного управления в РК до 2030 года, утверждённой указом президента от 26.02. 2021 г., прямо написано – не знаем, сколько у нас функций! Вот цитата: «В настоящее время функции государственного аппарата, количество которых по разным источникам составляет от 7,5 до 15 тысяч, определены в более тысячи нормативных правовых актов». Вот это разброс цифр – то ли 7,5, то ли 15 тысяч! А если нет чёткого понятия – чем же должны заниматься госорганы, как же они могут работать?! Любой чиновник может сказать – это не наша функция, и попробуй его обвинить в некомпетентности или нежелании решать проблемы. Ведь количество функций точно неизвестно! А работа госслужащих регламентируется более чем 1000 нормативных актов, о которых сами чиновники не знают, не говоря о «простом народе»!
Никогда не называлось и точное количество госслужащих. «Согласно данным Агентства РК по делам государственной службы, по состоянию на 1 января 2023 года штатная численность госслужащих составила более 90 тысяч единиц». Источник - https://www.inform.kz/ru/skol-ko-gossluzhaschih-naschityvaetsya-v-kazahstane_a4043843
Кстати, на сайте Агентства по делам госслужбы нет данных о численности чиновников.
Любопытно, что в 2021 г. Агентство называло цифру в 88,4 тыс. человек. Источник https://forbes.kz/stats/sohranenie_massyi_1657593014
Выходит, что за два года численность госслужащих выросла более чем на 2 тысячи, хотя ещё в сентябре 2020 года президент Касым-Жомарт Токаев поручил сократить штат госслужащих на 25%. Значит, количество госслужащих сейчас должно быть в районе 60 тыс. человек. Да, за это время были восстановлены три области, целый ряд районов, созданы новые министерства, что повлекло рост чиновников, но в целом поручение о сокращении госслужащих на четверть явно не выполнено.
Если же считать и силовиков (полиция, армия, КНБ, суды, МЧС), а также сотрудников обязательного социального обеспечения (ГЦВП, Государственный фонд социального страхования. ЕНПФ), то численность «государевых людей» будет гораздо выше. «В целом по стране, согласно данным Национального бюро статистики, за третий квартал 2022 года в число представителей всех госструктур входит 486,3 тыс. человек, из них в Астане трудятся 41,9 тыс. служащих». Источник - https://www.zakon.kz/finansy/6380263-skolko-rabotnikov-gosuchrezhdeniy-i-kvazigossektora-zadeklariruyut-svoi-aktivy-v-2023-godu.html
Это 7% от всех наёмных работников в стране (6,9 млн. человек на начало 2023 г.).
По данным известного политолога Данияра Ашимбаева только в МВД численность более 123 тыс. человек. Источник - https://forbes.kz/stats/sohranenie_massyi_1657593014
У нас есть даже Агентство по делам госслужбы – чиновники для контроля за чиновниками. Есть Агентство по борьбе с коррупцией. Мало этого, имеется ещё и АО «Национальный центр по управлению персоналом госслужбы»!
В упомянутой Концепции развития госуправления до 2030 года признаётся, что среди госслужащих слишком много начальников, и маловато исполнителей: «На сегодняшний день на одного управленца в аппарате центрального государственного органа приходится 2,7 исполнителя, а в местных исполнительных органах - 2,2, что в итоге отражается на распределении нагрузки, нерациональной организации труда и как следствие может способствовать оттоку профессиональных кадров».
Сложно подсчитать и затраты на содержание всей этой чиновничьей рати. К примеру, в бюджете ВКО на 2023 год на услуги по обеспечению деятельности акима области выделено 2,2 млрд. тенге, а всего на аппарат акима Восточного Казахстана – 2,9 млрд. На деятельность ВК областного маслихата – 3,6 млрд. тенге (из них на содержание аппарата – 142,3 млн.). На областную ревизионную комиссию – 381,7 млн. А вот бюджет департамента полиции ВКО – почти 12 млрд. тенге.
Какой же «эффект» от такого огромного числа государственных управленцев? Вот что написано в Концепции: «происходит подмена понятий: государственные органы осуществляют не государственные функции, направленные на реализацию потребностей человека, а административные функции, направленные на «поддержание» деятельности самих государственных органов». Довольно честная и правильная оценка. Госорганы работают сами для себя, имитируют бурную деятельность, но не для людей. Населению от этой имитации деятельности в лучшем случае «не холодно, не жарко», а в худшем – только хуже.
Признаёт власть и такую проблему госуправления – «недостаточная эффективность стратегического и бюджетного планирования, а также подходов по проведению реформ». Вот что об этом говорится в Концепции: «Сегодня процессы стратегического и бюджетного планирования ввиду разрозненности не в полной мере позволяют обеспечить достижение задач долгосрочного устойчивого развития страны. Имеет место включение заранее достижимых и «управляемых» ведомственных показателей, так как их планирование основано на механическом приращивании к уже достигнутым результатам. Достигнутые же результаты не всегда связаны с выполнением общестрановых показателей, но при этом могут финансироваться в приоритетном порядке».
Недавно на нашем сайте была опубликована статья о прогнозе социально-экономического развития ВКО на 2024-2028 годы - «Правление Кошербаева станет временем «топтания на месте», 1 ноября 2023 г. https://flashpress.kz/blog/flash/178404.html
Вот отрывок из этой статьи: «А вообще весь прогноз сводится к тому, что регион будет жить, пока работают металлургические гиганты. В прогнозе это записано более мудрёной фразой: «максимальное использование имеющихся сырьевых ресурсов, их комплексная переработка на действующих предприятиях». Вот они – «заранее достижимые результаты», ничего нового, никакого стремления к изменениям.
В сентябре мне довелось побывать на мероприятии с громким названием «Национальная экспертная площадка КИСИ GPS: «Наука, мнение, политика» на тему «Основные тренды развития ВКО: вызовы и решения». Ожидал серьёзного разговора и даже дискуссии. Анонсировали выступление акима области Ермека Кошербаева. Было интересно – что скажет глава региона о вызовах, стоящих перед Восточным Казахстаном?
Но Ермек Кошербаев по неизвестным причинам не пришёл, прислал вместо себя руководителя аппарата Ербола Нургалиева. Это, согласитесь, две большие разницы!
Ербол Нургалиев сказал, что власть при принятии решений должна опираться на мнение экспертов, поэтому и пригласили в область специалистов Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК.
Директор КИСИ при президенте РК Еркин Тукумов сообщил, что в ВКО проводились социологические исследования. Выявили следующие особенности. В регионе более высокие темпы урбанизации (рост городского населения), чем по стране (ВКО – 66,4%, РК – 61,5%). Этот процесс должен быть регулируемым, иначе инфраструктура городов не выдерживает. В Восточном Казахстане отмечается высокая региональная идентичность, т.е. привязанность населения к месту жительства, об этом заявили 81% опрошенных. Поэтому нужно активнее развивать местное самоуправление, используя бюджет народного участия в городах и сёлах. Ещё одна особенность – 84,2% опрошенных готовы видеть на посту акима женщину, а это показатель высокой политической культуры.
Маловато особенностей выявили эксперты КИСИ. А проблем ещё меньше – только экологическая обстановка и рост цен на товары и услуги.
Ербол Нургалиев отметил, что власть знает об этих проблемах, в том числе и об урбанизации. Будут приниматься меры по сокращению оттока сельского населения. Разрабатывается «дорожная карта» по решению экологических проблем, предприятия внедряют новые технологии, и в целом выбросы сокращаются. Чтобы сдерживать рост цен, возводится оптово – распределительный центр «Алтай», где будут хранить и продавать сельхозпродукцию без посредников, проводятся ярмарки.
Вот и весь «выхлоп» от мероприятия с громким названием. А ведь на это исследование наверняка были потрачены бюджетные средства. Может быть поэтому и не пришёл Ермек Кошербаев, и даже не прислал заместителя, а только аппаратчика, что сказать – то нечего?
Вот так и работают у нас государственные органы. Не знают своих функций, и даже их количество (а реально ли знать 15 000 функций?!), нормативных актов о своей работе (а реально ли знать 1000 нормативных актов?). Но это ещё полбеды. Самое страшное – они не знают реальной жизни народа. И, похоже, не очень и хотят знать.
А может быть, вместо 15 000 функций вменить власти лишь одну обязанность – улучшать жизнь народа, в не только круга избранных? Если эта задача не выполняется – правительство, акимов, депутатов – в отставку.
А вот аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар считает, что госслужащие вообще никому ничего не обязаны. Даже, несмотря на 15 000 функций. Он категорический противник понятия «Чиновник – слуга народа». Об этом ровно год назад он написал на своей странице в Инстаграм, обратившись ко всем госслужащим: «Хочется сказать коллегам-госслужащим – вы не чьи-то слуги, но вы облечены доверием соотечественников. А значит, именно вы должны стать примерами серьезного и ответственного отношения к нашей общей цели – благоденствию Республики Казахстан». Вот как вывернулся – не улучшение жизни народа, а благоденствие страны. И где он увидел «доверие соотечественников»?
Возможны ли реальные улучшения государственного управления с такими руководителями?
Похожее
03.05.2024 19:30
- Для нас данный день напрямую связан с нынешним...
27.04.2024 08:19
А как идея «Справедливого Казахстана» может...
17.04.2024 21:31
Так ли необходимо декларирование доходов...
26.03.2024 15:01
Конечно, можно выселить всех мигрантов, закрыть...