10.08.2018
18 декабря 1992 года Верховным Советом Республики Казахстан был принят Закон «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». Этот Закон сыграл свою важную роль для начала процесса реабилитации пострадавших от испытаний на СИЯП. Население прилегающих к полигону регионов получило статус лиц, пострадавших от испытаний, подкреплённый специальными удостоверениями. Вся территория, пострадавшая от испытаний, была разделена на различные зоны радиационного риска. В республиканском бюджете были заложены средства для выплаты единовременной компенсации всем пострадавшим, сумма определялась в зависимости от зоны воздействия полигона и времени проживания на этой территории. Также в бюджете были предусмотрены средства для ежемесячных выплат всем пострадавшим, в зависимости от зоны радиационного риска, в которой они проживали в период испытаний.
Немало пострадавших, благодаря закону, смогли выйти на пенсию по льготному возрасту – мужчины в 55 лет, женщины в 50 лет. В Законе была предусмотрена норма об увеличении в 1,5 раза расходов на здравоохранение в пострадавших районах.
Таким образом, началась огромная работа по ликвидации последствий ядерных испытаний. Казахстан, несмотря на трудности перехода к рыночной экономике, финансовые сложности, смог найти средства для этих целей и вернул пострадавшим надежду на справедливость, значительно укрепил авторитет государства, впервые открыто заявившего о последствиях ядерных испытаний и принявшего на себя ответственность за ликвидацию этих последствий.
Однако, уже через несколько лет, многие жизненно важные нормы этого закона были отменены. Так, в связи с принятием нового Закона «О пенсионном обеспечении» были отменены ежемесячные выплаты пострадавшим лицам, находящимся на пенсии. Такие выплаты были оставлены лишь для тех пенсионеров, которые прожили не менее 10 лет в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, в период с 29 августа 1949 года по 5 июня 1963 года. На данный момент таких лиц уже практически не осталось в живых. Также получают экологическую надбавку пенсионеры силовых и правоохранительных органов.
Величайшая несправедливость была допущена по отношению к работающим гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний. Ежемесячные выплаты из бюджета, и ежегодный дополнительный отпуск в количестве 10 дней были сохранены лишь для работников бюджетной сферы. Тем, кто трудится на частных предприятиях, такие выплаты и отпуск теперь должны предоставляться работодателем. На практике это привело к тому, что данные льготы получают лишь работники крупных предприятий, работающих в строгом соответствии с законом. Сотрудники средних и мелких предприятий и фирм получают такие льготы в лучшем случае формально. Т.е. ежемесячное пособие просто включается в размер их зарплаты, отпуск может предоставляться лишь на бумаге, а не в реальности. Зачастую работодатели не утруждают себя даже соблюдением хотя бы таких бумажных формальностей.
И нельзя предпринимателей обвинять в уклонении от социальных обязательств, предписанных им законом. Уже много лет бизнес-сообщество поднимает вопрос об отмене этих норм закона. Действительно, почему государство сняло с себя обязанность выплаты экологических льгот, а предприниматели должны принять на себя эти обязательства? Ведь если посчитать затраты на выплату ежемесячной экологической надбавки и оплату ежегодного 10-дневного экологического отпуска, то получается немалая дополнительная нагрузка на бизнес. Где изыскивать эти средства? Ведь предприниматели Восточно-Казахстанской области, также как и весь бизнес страны, уплачивают социальный налог, социальные отчисления, другие виды налогов, взносы в фонд обязательного социального медицинского страхования, а предприятия с вредными условиями труда ещё и дополнительные пенсионные отчисления за счёт работодателя. Получается, что на предпринимателей ВКО ложится дополнительная социальная нагрузка в виде ежемесячных экологических выплат и оплаты экологического отпуска. Таким образом, бизнес ВКО становится более затратным, что сказывается на конкуренции с предпринимателями других регионов страны, не обремененных этими дополнительными расходами. В итоге все эти затраты ложатся на себестоимость и конечную цену товаров, и страдает потребитель.
Таким образом, можно констатировать печальный факт, что население, пострадавшее от ядерных испытаний, разделено на два сорта. Пенсионеры и работники «первого сорта» получают ежемесячную экологическую выплату и оплачиваемый 10-дневный экологический отпуск, а «второго» сорта – не получают ничего.
Было отменено и положение закона об увеличении в 1,5 раза финансирования из республиканского бюджета на здравоохранение в пострадавших регионах. Сегодня финансирование здравоохранения ВКО осуществляется в общем порядке. Между тем, заболеваемость многими болезнями, в первую очередь, онкологическими, в Восточном Казахстане на порядок выше, чем в других регионах страны, не пострадавших от ядерных испытаний. Медицинские учреждения области нуждаются в самом современном оборудовании и высококвалифицированных специалистах, чтобы определять заболеваемость на ранних стадиях и эффективно лечить болезни, вызванные последствиями испытаний на полигоне. Уже более 13 лет в Семее строится Центр ядерной медицины, столь необходимый населению региона. Но начало его работы откладывается на неопределённое время из-за судебных разбирательств по поводу уже поставленного оборудования. Управленческие промахи не дают жителям региона возможности получать современное лечение. А в это время продолжают умирать люди!
В последнее время идут разговоры о том, что нужно пересмотреть подход к определению самого понятия «пострадавший от ядерных испытаний». Якобы только факт проживания в зоне, прилегающей к ядерному полигону, ещё не даёт оснований считать человека пострадавшим. Всё, дескать, зависит от конкретной дозы облучения и последствий такого облучения для конкретного человека. Полагаем такой подход совершенно негуманным и антисоциальным. При таком подходе определение количества пострадавших растянется на годы и десятилетия, и к этому времени все проживавшие в зоне испытаний просто умрут. Определять будет не кого, и вопрос решится сам собой. Может быть, этого и добиваются инициаторы пересмотра количества пострадавших? В результате – до сих пор не создана единая база данных всех пострадавших.
При таком подходе совершенно не учитываются потомки пострадавших, наши дети и внуки. А ведь полученная радиация, как правило, даёт о себе знать именно в 3-4 -ом поколении. А молодёжь нынче совсем не подпадает под действие закона, ведь молодые люди не жили в период ядерных испытаний, и не имеют никакого, даже теоретического права считаться пострадавшими!
Граждане, пострадавшие от ядерных испытаний, не имеют никаких льгот в системе обязательного медицинского страхования, которая начнет действовать с 2020 года. Работодатели уже выплачивают страховые взносы за наёмных работников, имеющих полигонные удостоверения. Пострадавшие от ядерных испытаний не включены в категорию тех лиц, за которых страховые взносы производит государство.
Города Семей и Усть-Каменогорск, в которых проживает наибольшее количество пострадавших, отнесены к зоне повышенного радиационного риска. Между тем, имеющиеся документы говорят, что эти города нужно отнести к зоне максимального радиационного риска. Семей находится на небольшом расстоянии от полигона и подвергался сильному воздействию в период наземных ядерных взрывов. Есть свидетельства о том, что над Усть-Каменогорском проходили крупные шлейфы радиоактивных облаков после проведения наземных взрывов.
Также в последнее время много говорят о вводе в хозяйственный оборот земель Семипалатинского полигона, на которых проводились ядерные испытания. Полагаем, что в этом вопросе нужно быть предельно осторожными и думать о последствиях, а не только о сиюминутных целях. Ведь предлагается даже использовать эти земли для ведения сельского хозяйства! Неужели в Казахстане мало пустующих земель, и нет никакого другого выхода, кроме как использовать земли бывшего полигона для промышленных и сельскохозяйственных целей?! Специалисты говорят, что некоторые радиоактивные элементы имеют период активности и распада в сотни и тысячи лет.
Мы перечислили далеко не все проблемы, связанные с ликвидацией последствий ядерных испытаний и социальной и медицинской реабилитации лиц, пострадавших от этих испытаний.
Мы просим рассмотреть следующие поправки в действующее законодательство о социальной защите граждан, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В трудные годы начала 90-х, становления рыночной экономики, становления независимого государства, был принят Закон о социальной защите пострадавших от испытаний на СИЯП. И этот закон выполнялся, несмотря на экономические трудности. Затем благосостояние государства стало расти, экономика крепнуть, но именно в это время о пострадавших забыли, и отменили практически все меры социальной защиты. Настало время восстановить историческую справедливость и вернуться к вопросу о социальной защите пострадавших. Ведь многие за это время уже ушли в мир иной. Самым молодым из пострадавших уже почти 30 лет. Экономические возможности страны позволяют решить этот вопрос. Ведь жизнь человека и его здоровье являются главными ценностями любого государства, а Казахстан провозглашает себя социально ориентированным государством.
Мы надеемся, что наше обращение будет услышано и рассмотрено по существу. Решения поднятых вопросов ждут в Восточном Казахстане, как регионе, наиболее пострадавшем от испытаний на СИЯП.
Ведётся сбор подписей под данным обращением. Его поддерживают гражданские активисты, общественные объединения и НПО, предприниматели, журналисты, жители городов Усть-Каменогорск и Семей.
http://flashpress.kz/blog/flash/176331.html
Похожее