28.04.2021
Энергия мысли может пересекать время, пространство, расстояния, воплощаться в грандиозные дела… Такова энергия мысли гения. Мысль дерзновенно возносит человека в Космос, преодолевает Галактики и Вселенную. Мысль проникает в толщу Земли и глубины океана. Мысль позволяет заглянуть в тайники человеческой психики. Мысль преобразует общественные отношения, поднимает людей на борьбу за справедливость, меняет политическую картину мира.
Сила мысли Владимира Ильича Ленина уже второе столетие будоражит умы человечества, помогает понять мир, найти ответы на самые сложные вопросы. Человек энциклопедических знаний, он и сам всю жизнь, до последнего вздоха, искал и находил пути решения самых острейших общественных противоречий.
Создатель и руководитель первого в мире социалистического государства, Владимир Ильич прекрасно понимал – в чём главная опасность для социализма и для Советского Союза. Опасность эту он видел не во внешней угрозе, и не в том, что социализм приходилось строить в капиталистическом окружении. Самая страшная опасность – это буржуазное перерождение.
К сожалению, советские идеологи уже с конца 50-х годов забыли об этом ленинском предупреждении. Томики собрания сочинений Ленина стояли в каждом кабинете, но эти книги редко кто открывал, хотя цитатами сыпали направо и налево. А ведь Ленин почти в каждой своей работе, начиная с 1917 года, да и в более ранних трудах, говорил, что социализм не устанавливается автоматически после взятия рабочими и крестьянами политической власти, после социалистической революции. Это длительный процесс, сложный исторический процесс, когда социалистические отношения строятся через преодоление буржуазных отношений, которые никуда не делись, не исчезли. Социализм – это не застывшее состояние, это постоянная борьба противоречий между утверждением новых экономических и общественных отношений и сохранившимися прежними отношениями, характерными буржуазному строю. Вопрос стоит очень конкретно – или новые социалистические отношения занимают главное положение, отодвигая буржуазные, и капитализм отмирает окончательно, либо прежние буржуазные отношения не дают хода социализму, и дело идёт к реставрации капитализма. Такая же борьба противоречий идёт в душах и сердцах каждого человека. «Победить крупную централизованную буржуазию в тысячу раз легче, чем «победить» миллионы и миллионы мелких хозяйчиков, а они своей повседневной, будничной, невидной, неуловимой, разлагающей деятельностью осуществляют те самые результаты, которые нужны буржуазии, которые реставрируют буржуазию», - писал В.И.Ленин. «Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой третьей идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никакой внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной» - это из ленинской работы «Что делать?».
В итоге именно так и получилось. Отстояв построение социализма в самых жесточайших сражениях, пройдя через неимоверные трудности, победив в Великой Отечественной войне, советский народ сдал страну и общественный строй в мирное время, сдал потому, что уже не хотел защищать ни СССР, ни социализм, и не видел в этом смысла. «Я Родину за машину продал», - сказал пророческую фразу герой фильма Эльдара Рязанова «Гараж». Так и вышло на самом деле, за подержанную иномарку народ продал и Родину, и общественный строй социальной справедливости. С конца 50-х - начала 60-х годов прошлого века буржуазные отношения стали оттеснять социалистические, а буржуазная психология, буржуазные нравы постепенно, но неуклонно овладевали советскими людьми. Раньше всех буржуазной стала партийная и советская номенклатура, чуть позже - народ, уйдя в свою частную потребительскую жизнь – мебель, обстановка в квартире, машина, гараж, дача и т.п. При этом распределение общественных благ оставалось социалистическим: бесплатные квартиры, образование, медицина, пенсионное обеспечение. Т.н. «перестройка» стала лишь финалом этой длительной борьбы социалистических и буржуазных тенденций, когда партийно-государственная верхушка уже могла и не скрывать путь на полную реставрацию капитализма и развал СССР.
Можно ли было этому процессу противостоять? Конечно. Для этого нельзя было предавать забвению ленинскую мысль, превращать ленинское наследие из руководства к действию в цитаты и начётничество, в скучный догматизм. Во многом социализм сдал свои позиции на этом историческом этапе из-за самого элементарного – товаров и услуг. Да, потребительские потребности сейчас удовлетворены. Покупай, что хочешь, были бы деньги. Начиная от колбасы и кончая личными самолётами, пароходами, яхтами. Нужна девушка для чувственных наслаждений – вот тебе и выбор девушек. Нужен «жеребец», чтобы удовлетворить скучающую от одиночества женщину, есть и выбор «жеребцов». Есть всё. Но при этом ни в одном магазине ни за какие деньги не купишь счастье, не купишь уверенность в завтрашнем дне, товарищеские, братские отношения между людьми, захватывающее чувство причастности к великому общему делу, ощущение полной безопасности и прочие, нематериальные богатства, которые были доступны всем при социализме.
Но сила ленинской мысли помогает нам понять, что капитализм не всесилен. Многим кажется, что капитализм вечен. Но это не так. Общество, раздираемое непримиримыми противоречиями, не может быть вечным, и вообще ничего вечного нет, всё имеет начало и конец. Когда-то мы познавали капитализм по учебникам, к сожалению, довольно скучным, и через научную и художественную литературу. Теперь познаём в реальной жизни. А ведь все основные признаки капитализма Владимир Ильич дал ещё в начале XX века. Да, какие-то коррективы жизнь вносит, но фундаментальные принципы остаются теми же.
На сегодняшнем этапе для постсоветского пространства главными являются противоречия внутри буржуазии. Вот, например, предприниматели Казахстана жалуются, что практически все госзакупки в строительстве, дорожной сфере, словом, в самых денежных отраслях, достаются нескольким фирмам, а остальные остаются ни с чем. Так это же первый признак, данный Лениным – монополизация капитала. Чтобы пожирать конкурентов, мелкий и средний бизнес, капитал должен занять монопольное положение. Вспомним и второй признак. Ленин говорил о слиянии банковского и промышленного капитала, образовании финансовой олигархии. Применительно к условиям современного постсоветского пространства можно говорить о слиянии власти и капитала. Государство само становится крупнейшим капиталистом, конвертируя в капитал свою власть. Какие фирмы, корпорации сейчас «банкуют»? Те, которые или находятся в собственности представителей власти и их семей, или которые приближены к власти. Распоряжаясь огромными средствами государственного бюджета, власть, прежде всего, не обижает себя и своих приближённых. А поскольку денег никогда не хватает, и аппетит растёт во время еды, то остальной «мелочи» ничего не остаётся. Вот это противоречие между бизнес-элитой властной верхушки и остальными предпринимателями и является сегодня определяющим. Это противоречие из экономического перерастает в политическое. Бесправный малый, средний и даже часть крупного бизнеса требуют политических перемен, свободных выборов, выборности акимов, изменения судебной системы, изменения законов, полагая, что эти политические перемены помогут сломать монополизм бизнес-элиты и перейти к нормальной конкуренции.
Но ведь есть и ещё одно противоречие капитализма: между буржуазией и пролетариатом. Сегодня это противоречие пока не выходит на первый план, потому что пролетарии, работники наёмного труда не организованы, разрозненны, не имеют опыта классовой борьбы, не имеют структуры, и пока слабо представляют свой коллективный классовый интерес. Но, тем не менее, наступит этап, когда это противоречие капитализма станет определяющим в ходе событий.
Главное противоречие капитализма – между общественным характером производства и частным характером присвоения. Здесь заложена основная несправедливость. «Пашут» все, а присваивает результаты этого труда кучка олигархов. Несправедливость может существовать долго, но и это противоречие обязательно находит своё разрешение.
Власть пока может погашать эти противоречия, загонять их в дальний угол, манипулировать общественным мнением, воздействовать на сознание, провоцировать разногласия и даже вражду в народе, категорически не допуская единства трудящихся. Таких инструментов у власти много. Особенно в многонациональной стране, где всегда можно обострить национальный вопрос и стравить трудящихся разных национальностей между собой. С приходом коронавируса такие возможности у власти только усилились.
Но сила ленинской мысли помогает нам понять весь механизм общественного устройства, защитить себя от манипуляций и оболванивания. А понимание мира – это уже первый шаг к внутренней свободе. Это уже надёжный иммунитет от превращения человека в «говорящее орудие труда», в объект физической и моральной эксплуатации.
И для тех, кто не помнит, или не знает – 22 апреля исполнился 151 год со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Эти заметки и посвящены этой дате.
Денис Данилевский
Похожее