В День города в Семее для жителей и гостей приготовили сюрприз

24.09.2018

Открыли выставку шиликтинского “золотого человека”.

Прекрасный костюм шиликтинского “золотого человека”, воссозданный в мельчайших деталях академиком Академии художеств РК Крымом Алтынбековым на основе тщательного изучения всех обнаруженных находок скифо-сакского периода, выполненных в сакском зверином стиле, предстал перед восторженным зрителем Семея во всем своем великолепии.

Тысячи золотых бляшек, украшающих сверкающий золотой наряд шиликтинского “золотого человека”, были продуманно выложены в сакральные орнаменты и рисунки, используемые в качестве мощных оберегов для его хозяина.

Исследования показали, что шиликтинский “золотой человек” был старше своего знаменитого предшественника – “золотого человека”, найденного в долине Иссык, по крайне мере на четыре века.

Находка датируется VIII веком до н. э., когда на территории современного Казахстана обитали ранние формирования родовых общин и родовых союзов саков. То, что шиликтинский “золотой человек” принадлежал к царскому роду, не вызывает никаких сомнений.

Об этом говорит количество золотых изделий, обнаруженных в гробнице под курганом – 4 303, а также богатая утварь и сам характер золотых украшений, несущих задачу не только быть украшением костюма знатного вождя, но и быть ему самыми надежными оберегами от высших сил и недругов.

Стоит отметить, что реставрационные работы заняли не один месяц и даже не один год. Автором реконструкции костюма стал художник-реставратор, основатель и руководитель реставрационной лаборатории «Остров Крым», заслуженный деятель Казахстана, член Союза художников РК, академик Академии художеств РК Крым Алтынбеков.

Приступая к работе по реконструкции костюма, автор тщательно изучил многие работы археологов, описавших находки, относящиеся к разным периодам, но выполненные в так называемом сакском зверином стиле.

Конечно, в первую очередь художник ориентировался на сами находки золотых изделий, сделанные в погребальном комплексе Шиликтинской долины.

Кроме того, источниками послужили настенные рельефы эпохи Ахеменидов (современный Иран – прим. авт.), где изображались саки-тиграхауда, костюм сака, обнаруженного в Алтае, где благодаря условиям вечной мерзлоты чудом сохранился костюм погребенного почти в том виде, в котором он был похоронен, а также описания костюмов саков и скифов, сделанные историками древнего мира.

Итоги проведенного исследования привели ученых и художников к выводу, что сакский звериный стиль не возник среди кочевого народа в одночасье. Он складывался в течение нескольких веков.

Мастерство обработки металла, изящество выполнения высокохудожественных украшений красноречиво говорят потомкам, что понадобилось не одно поколение златокузнецов, чтобы они сумели выработать методику обработки металла с таким безупречным совершенством.

Поэтому исследователи сейчас ищут предтечу звериного стиля в изделиях, относящихся к племенам Андроновской культуры.

Венцом исследовательской работы стала реставрация шиликтинского “золотого человека”. Его костюм значительно отличается от иссыкского “золотого человека”.

Длиннополый кандис, богато расшитый золотыми бляшками, кожаный кафтан и шерстяные штаны, украшенные золотыми жемчужинками и бляшками, а также великолепный головной убор, оружие и жезл представляют собой единый ансамбль царственной особы, предназначенный, несомненно, только для выхода в самых особенных и торжественных случаях.

Похожее