27.02.2019
Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения, что имеет большое значение для формирования адаптивного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Регулирующая функция речи складывается к 4-5 годам, когда у ребенка достаточно развита смысловая сторона речи. Формирование этой функции тесно связано с развитием внутренней речи, регуляция и контроля поведения и интеллектуальной деятельности.
Развитие речевых навыков в норме:
Для своевременной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития. Первые слова дети произносят к концу 1-го года жизни, но тренировать свой речевой аппарат они начинают значительно раньше, уже с первых месяцев жизни, поэтому возраст до одного года является подготовительным периодом в развитии речи. Последовательность в развитии предречевых реакций такова: гуканье, гудение в 1,5-3 месяца; «свирель» (цепочки из разных звуков) в 4-6 месяцев; лепет в 6-7месяцев; лепетные слова и модулированный лепет в 8-11месяцев.
На первом году жизни у ребёнка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Перечисленные речевые реакции являются для малыша своеобразной игрой и доставляют ребенку удовольствие, на протяжении многих минут он может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Одновременно происходит активное формирование понимания речи.
Важным показателем развития речи до 1,5 -2 лет является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи. Ребёнок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращённую речь, узнавать названия многих предметов, выполнять простые бытовые просьбы- инструкции. На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, то есть формируется экспрессивная речь.
Основные показатели нормального развития речи от 1-го года до 4 лет:
появление ясной, осмысленной речи (слов) в 9-18 месяцев. Сначала до 1,5 лет ребёнок в основном учится понимать речь, а с 1,5 - 2 лет у него быстро развивается активная речь, растёт словарный запас. Количество слов которые малыш понимает (пассивный словарь), пока больше чем те, которые он может произнеси (активный словарь).
Появление фраз из двух слов в 1,5-2 года, из трех слов в 2-2,5 года. Из 4 и более слов в 3-4 года.
Нарушение развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном развитии и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими.
Расстройство речи - сложный комплекс повреждений ЦНС разного уровня: кора, подкорка, диэнцефальная область, ствол мозга. Структура этих повреждений разнообразна - участки атрофии и ишемии, кисты и опухоли, сосудистые нарушения обусловливающие биологическую недостаточность определенных систем и зон мозга. На этом фоне возникает дисфункции не только мозговых, но и сенсорных систем.
Алалия – системное недоразвитие речи, в основе его лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, который может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в до речевом периоде.
Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазия – распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только после 3-4 лет.
Дизартрии – нарушение звуко произносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения в ЦНС выделяется несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая.
Причинами отставания в развитии речи могут быть перинатальное поражение ЦНС -болезни и проблемы у матери во время беременности и родов (гипоксия плода, внутриутробные инфекции, недоношенность, родовые травмы), нарушения функции артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов. Трудности в освоении речи также встречаются у детей с отставанием в физическом развитии, перенёсших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.
Ежегодно в Центре матери и ребёнка амбулаторно с таким диагнозом проходят 300-350 детей. За последнее время отмечается тенденция к увеличению количества детей с таким диагнозом.
Для ранней диагностики кроме сбора жалоб и анамнеза, необходимо провести нейровизуализацию: электроэнцефалографию, которая позволяет оценить функциональное состояние головного мозга. Лечение задержки речи у детей требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалистов в форме консультации или регулярных занятий. Коррекция занимает продолжительное время и требует больших усилий. Основными направлениями коррекции при нарушениях формирование речи у детей являются комплексные воздействия: логопедическая, психолого-педагогическая, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение (в виде повторных курсов препаратов ноотропного ряда). Планирование и проведение коррекционных мероприятий должно осуществляться по индивидуальным планам для каждого ребёнка. Необходимо отметить, что чем раньше замечено неблагополучие в развитии речи ребёнка и с ним начали работать специалисты, тем лучше будут достигнутые результаты, поскольку резервные возможности развивающегося мозга ребёнка наиболее высоки в первые годы жизни.
Врач невролог Центра матери и ребёнка Пушкарёва Назым Болатовна
Похожее
21.05.2024 19:39
Получается, что землю уже раздали для...
21.05.2024 19:35
...
03.05.2024 19:27
Полицейские начали служебное расследование по...