18.10.2019
В Усть-Каменогорске, словно грибы после дождя, стали активно строиться автозаправочные станции, да ещё гигантских размеров. Вот только с их строительством возникло столько споров и недомолвок, что даже наше расследование до конца не расставило точки над i.
Начать следует со скандала, разразившегося вокруг строительства АЗС по проспекту Назарбаева (Независимости (Ленина) (историческая справка))). АЗС «воткнули» недалеко от многоэтажного дома, «счастливые» жители которого в будущем могут «вдохнуть полной грудью» всю прелесть транспортно-заправочного пункта. Люди собрались для встречи с чиновниками и застройщиком. Обсудили. Пошумели. Разошлись. А строительство продолжалось...
Примечательно, что и Даниал Ахметов, аким Восточно-Казахстанской области потребовал разобраться с внезапным появлением на центральных улицах Усть-Каменогорска автозаправочных станций. Он четко высказал мнение, что нельзя превращать центральные улицы в заправочные места. А строительство продолжалось...
Следующим шагом стала работа общественности. Надежда Сафонова, руководитель рабочей группы при Общественном Совете, организовала рейд, а также обсуждение проблемы на «диалоговой площадке», на которую так и не явились приглашенные должностные лица. Зато были озвучены мнения о нарушениях со стороны государственных учреждений и застройщика. А строительство продолжалось...
Мы также подключились к этому делу, охватив своим вниманием не только упомянутую заправку, но и еще три АЗС. Сделали несколько запросов. Даже проверили нахождение в этих точках водоохранных зон или полос, которых, как выяснилось, в точках строительства спорных четырех АЗС – нет (это пр. Назарбаева, 131, ул. Бажова, 494, пр. Сатпаева, 115/1, пр. Сатпаева, 41/3). К слову, все четыре АЗС, навскидку, весьма похожи друг на друга.
Но, зато выяснились интересные детали. К примеру, стало известно, что ТОО «Компания «АБАР», оформило разрешительные документы на земельный участок по проспекту Назарбаева, 131, под строительство АЗС, выкупив его у другого собственника, а земельный участок образован путем объединения нескольких участков. Так вот, другой собственник еще в 2015 году изменил целевое назначение под строительство АЗС! То есть, история могла случиться гораздо раньше, а случилась только сейчас!
Кроме того, Азамат Алтайманов, представитель истцов, обратившихся в суд по обжалованию постановлений государственного органа, пояснил, что когда объявлялись общественные слушания по поводу строительства АЗС, в объявлении указали адрес проспект Назарбаева, 131, хотя рядом находится дом 85. И никто, естественно, не подумал, что здание № 131 стоит за стеной 85 -го дома! Это давняя путаница с нумерацией домов, возникшая еще при нахождении в этом месте частного сектора. Однажды мы стали свидетелями поиска частного дома аварийной службой, представители которой были весьма удивлены цифровому контрасту именно в этом месте.
Также, из пояснений юриста мы узнали, что согласование проводили для строительства автозаправочной станции блочно-контейнерного типа (как выглядит такая АЗС видно на снимке), а построили стационарную АЗС! Разница, как мы поняли из правовых актов, существенная!
«Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны (СЗЗ) производственных объектов» разделяют АЗС на классы опасности:
– Класс III – СЗЗ не менее 300 метров: автозаправочные станции стационарного типа по заправке автотранспортных средств, полная масса которых более 3,5 т и тракторов;
– Класс IV – СЗЗ не менее 100 метров: автозаправочные станции по заправке автотранспортных средств, полная масса которых не превышает 3,5 тонны; автозаправочные станции блочно-контейнерного типа, оснащенные газовозвратной системой, мощностью более 80 заправок в час «пик»;
– Класс V – СЗЗ не менее 50 метров: автозаправочные станции блочно-контейнерного типа, оснащенные газовозвратной системой, мощностью менее 80 заправок в час «пик».
Вот и возникает ряд вопросов: если строится блочно-контейнерная АЗС, то почему она так похожа на стационарную? Если же это стационарная, то разве может санитарно-защитная зона быть 50 метров? Если это все же блочно-контейнерная АЗС, то кто будет считать количество заправок в час пик и контролировать – не заправляются ли на ней грузовики и тракторы?
Согласующий государственный орган (РГУ «Усть-Каменогорское ГУ охраны общественного здоровья ДООЗ ВКО КООЗ»), нам прокомментировал, что все зависит от количества заправок в час «пик». Одного мы не поняли: они согласование провели, а дальше – «хоть трава не расти»? Сделали 5-й класс опасности, а какая там строится заправка – неважно? Главное – уложиться в 50 метров?
По автозаправочной станции по улице Бажова, 494 нам прямо написали, что это АЗС блочно-контейнерного типа, что вновь делает актуальными вышеназванные вопросы. Мало того, удивил ответ ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля ВКО» о том, что согласно СП РК 3.03-107-2013 «Автозаправочные станции стационарного типа», при одностороннем размещении АЗС с мощностью от 250-500 заправок в сутки, расстояние между АЗС предусмотрено от 40 до 50 метров! Пишут, что АЗС по указанному адресу уже стоит - АЗС «Sinooil», расстояние до которой указывают в 85 метров. Что, вроде как, соответствует. Но, тогда непонятны требования Технического регламента «Общие требования к пожарной безопасности», согласно которым минимальные противопожарные расстояния от автозаправочной станции до зданий, сооружений и других объектов, не относящихся к комплексу автозаправочной станции, а именно до соседних автозаправочных станций предусмотрены в 100 метров! Вот и пойми, после этого, суть происходящего!
В настоящее время между некоторыми собственниками жилья по проспекту Назарбаева, 85 и государственным органом идут судебные разбирательства. Они покажут – жить или не жить рядом с АЗС (хотя, при определенном толковании нормативов – дом вообще может оказаться в санитарно-защитной зоне). Если жить, то проблемой станет и продажа жилья и однозначно снижение его рыночной стоимости. А мы постараемся проинформировать общественность об итогах судебного спора.
Агентство правовой информации и журналистских расследований «Витязь»
От редакции. Весьма странным выглядит заявление акима ВКО Даниала Ахметова, о том, что он не в курсе строительства этих гигантских АЗС на центральных улицах областного центра, его удивление и возмущение, и явно невыполнимое поручение акиму Усть-Каменогорска Жаксылыку Омару о выносе этих АЗС с главных проспектов. Неужели Даниал Ахметов совсем не контролирует обстановку в столице области? Честно говоря, в такое верится слабо. Ведь он постоянно объезжает многие объекты строительства. Только на пресловутом «Арбате», явно не самой важной стройке города, побывал несколько раз. Столь солидная компания, которая может вложить сотни миллионов в возведение сразу нескольких АЗС, да ещё и на центральных магистралях, вряд ли может зайти для ведения бизнеса в область и в город без ведома первого руководителя региона. Тогда что это – игра? Создание имиджа «строгого и справедливого акима»? Тем не менее, поручение акиму областного центра было дано, и мы спросили у Жаксылыка Омара – как же оно выполняется, и будет ли вообще выполняться?
Ответ за подписью заместителя акима города Тамары Рахимжановой получился весьма коротким: «По вопросу строительства автозаправок
На личный прием к акиму ВКО Даниалу Ахметову пришли жильцы дома, под окнами которого построили автозаправочную станцию. Юрист, представляющий интересы жителей, рассказал Даниалу Ахметову о том, что при строительстве объекта было нарушено несколько законов РК. Изначально, по документам на участке планировалось строительство жилого дома, однако после целевое назначение земельного участка было изменено. В заключении санитарно-эпидемиологической экспертизы 2015 года отмечено, что участок отдан под строительство автозаправочной станции блочно-контейнерного типа, автомойки, станции ТО. Минимальный размер санитарно-защитной зоны для этого типа автозаправки предусматривается в 50 метров. Однако в настоящее время под окнами жилого дома стоит заправка стационарного типа, для которой санитарными правилами установлено удаление от домов не менее 100 метров. Таким образом, были нарушены правила санитарно-защитной зоны. Выслушав юриста, Даниал Ахметов подтвердил, что при строительстве АЗС было нарушено несколько законов, в том числе уведомление жителей о соседстве с опасным объектом. Ранее в ходе рабочего совещания глава региона уже давал поручение провести тщательное служебное расследование и узнать, кто разрешил строить АЗС на одной из центральных улиц Усть-Каменогорска.
– Начато расследование этого факта. Руководители, которые подписались под документом, разрешающим стройку, будут привлечены к ответственности, вплоть до уголовной. Если бы Управление природных ресурсов и Департамент контроля качества и безопасности товаров и услуг сказали подрядной компании, что это нарушает Законы РК, человек бы никогда не потратил деньги или бы выполнил строительство в соответствии закона. Мы сделаем глубокий юридический анализ для того, чтобы решить, что делать с этим объектом дальше. Решение будет принято с вашим участием, - ответил
глава региона на обращение жителей дома. Такое сообщение распространила Региональная служба коммуникаций.
Похоже, что пока вокруг этих заправок развернулась какая-то игра с целью потянуть время и успокоить общественное мнение. Между тем, в кулуарах говорят, что за гигантскими АЗС стоит очень влиятельный человек.
Похожее
21.05.2024 19:39
Получается, что землю уже раздали для...
21.05.2024 19:35
...
03.05.2024 19:27
Полицейские начали служебное расследование по...