Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник приглашает на выставку «Русское полотенце»

11.04.2019

12 апреля 2019 года в В-К областном архитектурно- этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике в выставочном зале «Алтай» на ул. М.Горького,59 открывается выставка «Русское полотенце». Полотенца сопутствовали человеку во всей его жизни, от рождения и до самой смерти. На территории Юго-Западного Алтая полотенца были основным украшением крестьянской избы.

Их вешали на окна, зеркала, стены,  в красный угол на образа.  Полотенца   были обязательным атрибутом  многих семейно-бытовых  обрядов. 

На выставке представлено около двухсот полотенец – замечательных произведений русского народного искусства из фонда музея-заповедника. Здесь есть полотенца из белого домотканого холста, из покупного кумача. Все они, как правило, украшены вышитыми и ткаными узорами, выполненными в старинной  технике. По народному поверью  обрядовая роль полотенца усиливалась нанесенным на него орнаментом, который через полотенца и другие предметы крестьянского обихода веками передавался из поколения в поколение. Считалось, что   узоры   несли в себе силу добра и благополучия, оберегали человека от злых сил. Наиболее древним считается геометрический орнамент, который бытовал в культуре    многих народов мира. Составные элементы орнаментов имели определённый смысл и были связаны с поклонением силам природы: солнцу, земле, водной стихии, растениям, животным.   Так, прямая горизонтальная линия символизировала землю, волнистая — воду, крестом изображали огонь, солнце. Из комбинации этих простых элементов составлялись более сложные знаки-символы. Основными элементами орнаментов полотенец  на Юго-Западном Алтае были ромб и свастика, которые местные жители называли  соответственно «репей» и «четырёхкрюшный». Ромб с различными дополнениями  мог символизировать засеянное поле, сруб с очагом, многослойность мира и другое.  Свастика у многих народов являлась символом   движения, жизни, солнца, света, благополучия.

Есть здесь полотнеца, на которых использована  техника работы крестом. Она  распространилась в крестьянской вышивке во второй половине ХIХ века  под влиянием городской моды. На некоторых экспонатах среди старинных орнаментов встречаются также так называемые «мыльные узоры», скопированные с обёрток мыла. 

Похожее