10.01.2018
Известный журналист и бизнесмен Болат Ережепов первым из казахстанцев посетил все 193 государства мира, признанные ООН, передает МИА «Казинформ».
Недавно он вернулся из поездки по Ближнему Востоку, последним 193-м государством в его списке стал Афганистан. Об азарте и опасностях путешественника Болат Ережепов рассказал в интервью МИА «Казинформ».
- Болат Тулегенович, большую часть своей жизни Вы занимались журналистикой, являетесь академиком Академии журналистики, почетным журналистом Казахстана. И вдруг - путешествия?
- Впервые в дальнем зарубежье я побывал в 1998 году - я выезжал Японию на зимнюю Олимпиаду в Нагано от редакции, где работал вместе с пятью журналистами во главе с редактором. Япония настолько поразила своим огромным отличием от наших городов и сел, своими многоэтажными дорожными развязками, небоскребами и роскошными отелями, необычной кухней и культурой, что иметь возможность путешествовать стало для меня одним из главных смыслов жизни. Поначалу это были деловые поездки, потом - туристические. Когда количество стран перевалило за полтинник, появился охотничий азарт - довести счет до сотни.
- Что Вы сделали, когда в Вашем паспорте были отмечены заветные 100 стран?
- Это надо было как-то зафиксировать. Нашел три авторитетных международных клуба путешественников. Самый крупный со штаб-квартирой в Калифорнии - Travelers Century Club, что переводится как Клуб путешественников столетия. Чтобы стать полноправным его членом, надо посетить не менее 100 стран. Свыше 150 стран - «серебряная» позиция. Можно расти дальше - «золото», «бриллиант» и, наконец, Хрустальный глобус - это тому, кто посетит все 325 стран и территорий, по которым клуб ведет счет. Странами клуб считает не только государства ООН, но и непризнанные, а также острова и обособленные территории, имеющие признаки самостоятельности. На некоторые такие острова добраться можно только грузовым кораблем, совершающим рейсы крайне редко. Некоторые острова - и вовсе закрытые военные базы НАТО. В клубе свыше 1000 членов, в основном американцы и европейцы. Второй по значимости клуб - Most traveled people (Самые путешествующие люди). Тут считают 875 стран и территорий, в том числе некоторые регионы в государствах. Третий клуб - Тhe best travelled (Лучшие путешественники). В его списке 1281 территория. Уже считают все страны и даже все области в них. Например, в Казахстане - все 14 областей. Попросили прислать какие-нибудь подтверждающие документы, послал сканы паспортов с визами и пограничными штампами. Только Travelers Century Club оформляет членство на бумаге - присылает сертификат о том, что вы посетили более 100 стран, членский билет, значок и регулярно - клубные журналы, рассказывающие о работе клуба. Членский взнос - 85 долларов в год. За эту сумму можно также пользоваться информационной базой клуба на его сайте.
- Когда Вы решили посетить все государства мира, признанные ООН?
- Два года назад узнал о том, что российский путешественник Артемий Лебедев первым в своей стране посетил все государства мира. Вот тогда я и решил, что смогу сделать это же первым в Казахстане.
- Вы сами составляете маршруты путешествий?
- Да, потому что наши турфирмы не в состоянии их проложить по моим запросам, стараюсь за одну поездку охватить несколько стран. Передвижение между ними желательно разнообразить - самолет, поезд, автобус, машина, катер, паром. Важно тщательно подготовиться: заранее купить билеты на экскурсии, забронировать отели, наметить посещение знаковых мест.
- На какие средства Вы путешествуете?
- Разумеется, на свои. У меня сеть отелей, ресторанов и фитнесов, издательство и другие предприятия. Конечно, долгое отсутствие в стране сказывается на бизнесе. К примеру, из двух последних лет полгода я провел в поездках, намотав свыше 400 тысяч километров - получается, 10 раз вокруг Земли проехал. Но надо делать выбор, и я его сделал в пользу того, чтобы смотреть мир. С другой стороны, я вижу в разных странах много того, что потом применяю в своем бизнесе. Путешествия полезны и в этом плане. Завершение списка «193» дало мне информационный повод написать и издать книгу «Журналист меняет профессию», в которой я рассказал не только о путешествиях.
- В некоторых странах сейчас реально бывать опасно. Какими были путешествия в страны, где шли войны?
- Я составлял план, по нему я посещал те страны, которые находились подальше, и оставлял на финишный отрезок те, что ближе. В последней группе стран оказались Сирия, Ирак, Йемен, Ливия, Сомали, где еще идут войны. Перед поездкой в эти страны друзья полушутя-полусерьезно спрашивали: «Завещание оставил?». За месяц до моего приезда в столицу Сомали Могадишо боевики взорвали отель. Через две недели - еще один. Тот, в котором я зарезервировал номер, «Сахафи», взрывали два года назад. Причем, взрывом не ограничились - ворвались в разрушенный отель, еще несколько человек убили, а часть увели заложниками. В аэропорту Могадишо, вопреки предварительной договоренности, меня никто не встретил. На руках у меня только копия приглашения от принимающей стороны, заверенного миграционными властями Сомали, и название отеля. Решаю добираться самостоятельно. Беру такси, пытаясь оценить водителя - похож на боевика или нет. Ехать недалеко, но на каждом перекрестке цепь бетонных блоков, шлагбаумы и вооруженные посты. Причем, шлагбаумы из двойных, а то и тройных, сваренных вместе, металлических труб - такие прошибешь только на танке. В Могадишо своеобразная ситуация. Власти контролируют центр города, а на окраинах хозяйничают боевики, и выбить их у правительства и международных миротворческих формирований не хватает сил. Тем не менее - жить-то надо, в центре работают магазины и даже рестораны. Мой отель превращен в крепость. Высокий бетонный забор с колючей проволокой поверху. Окна номеров выходят только во двор - и те узкие, зарешеченные. Парковка только во дворе отеля, снаружи ее ликвидировали, превратив в полосу бетонных препятствий, поскольку террористы часто закладывают взрывчатку в машины возле зданий. Своей мишенью они выбирают отели неслучайно - здесь иностранцы, символ всемирного зла, а также местные правительственные чиновники, переехавшие в гостиницу на постоянное место жительства в целях безопасности. Представителей принимающей стороны я нашел в отеле. По программе у нас экскурсия по городу. Машина - джип с кузовом. Сопровождающих - шесть человек: водитель, два гида и три автоматчика, разместившихся в кузове. Во время остановки один солдат остается у машины, двое размещаются впереди и позади меня по ходу движения.
- Как бы Вы описали жизнь местного населения в таких условиях?
- Люди привыкают ко всему. Это отчетливо понятно именно в таких странах. Может быть, простой народ осознает, что не они - мишень боевиков, а значит, если держаться подальше от отелей и правительственных зданий, есть шанс уцелеть. Люди спокойно ходят по городу, занимаются привычными делами. А как иначе, не сидеть же дома годами из-за того, что идет эта непонятная война. Мои гиды с удовольствием рассказывают, что их фирма принимает путешественников из разных уголков планеты - любителей экстремального туризма немало.
- Удалось ли увидеть достопримечательности этих стран?
- В Ливии мы приземлились на военном аэродроме - гражданский разбомблен. Я очень хотел посетить древние города - памятники ЮНЕСКО, что в радиусе ста километров от столицы Триполи. Но мои гиды и слышать об этом не захотели - из города не выпустят. Его окрестности контролируют боевики. Ливия когда-то была одной из богатейших и процветающих стран Африки. Подстрекаемый извне, народ сверг своего лидера Муаммара Каддафи, и страна погрузилась в хаос. У банков очереди - выдача наличных денег ограничена. Народ и правительство в состоянии пофигизма. Об этом ярко свидетельствуют горы мусора на улицах - его, похоже, не убирают месяцами. Хотя для того, чтобы навести элементарный санитарный порядок, не нужно ведь больших денег. В Египте была возможность поездить по стране на машине - от Каира до Суэца, Синая и Александрии. Здесь, по сравнению с Сомали и Ливией ситуация вроде бы поспокойней. Но на следующий день после моего выезда из страны здесь произошел самый крупный теракт в ее истории - взорвали мечеть на севере Синая - совсем недалеко от мест, где мы осматривали Суэцкий канал.
- Поездку в какую из стран Вы бы назвали самой опасной?
- Все же самой памятной, если говорить об опасностях и трудностях, была поездка не в Сомали и Ливию, а, казалось бы, рядовой переезд из Гвинеи-Бисау через Гвинею в Сьерра-Леоне. Эти страны, мягко говоря, не дружат между собой. Поэтому прямых перелетов из Бисау в столицу Гвинеи Конакри нет, а если с пересадками - то их минимум три, причем через Касабланку в далеком Марокко, что для путешественника выглядит противоестественно и глупо. Есть автомобильная дорога, около 500 километров, на которую я и нацелился. Из Бисау до границы страны доехал благополучно, но на границе оказалось, что в Гвинею есть только одна машина - старенький полупассажирский джип, переоборудованный в полностью пассажирский, способный вместить до 9 человек и массу багажа на крыше. Я хотел ехать один, но водитель-монополист выставил цену в 500 долларов, что для дороги в 500 километров показалось мне очень дорого. Знай я тогда, что речь идет о совсем другой, объездной дороге в 1000 километров, поскольку основная закрыта, конечно, согласился бы. Но по-английски на границе никто толком не говорил, и объяснить ситуацию было некому. Я выбрал вариант подешевле - два места на переднем сиденье. Остальные места заняла причудливая компания - жена водителя с грудным ребенком, две больные старушки и несколько парней, которых водитель использовал для выталкивания машины из грязи. Особенное беспокойство у меня вызывали старушки. После каждого их кашля я вспоминал, что еще несколько месяцев назад в этих странах свирепствовала Эбола, унесшая жизни нескольких тысяч человек, и проклинал свою неуместную экономность. Наш путь продолжался больше суток. Кондиционер в машине, разумеется, не работал, окна открыты, и уже через пару часов моя белая рубашка и синие штаны стали одинаково оранжевыми от пыли. Дорога, а точнее назвать ее направлением, разбитая и размытая колея, позволяла ехать не больше 30 километров в час. К тому ж водитель никуда не торопился, делая многочисленные остановки. Никаких придорожных кафе, только грязные лотки в маленьких деревушках посреди гор мусора и блуждающего скота. Пришлось сесть на временную диету, ограничившись парой бананов, есть которые мне показалось неопасным. В такую жару и духоту очень хотелось пить. Слава богу, продавались пластиковые пакеты с водой. В других обстоятельствах я на них и не взглянул бы. Но здесь выбора не было. На ночлег водитель остановился возле очередной деревушки, причем, машину не парковал, так и оставил ее посреди дороги. Вышел и лег в траве, нисколько не беспокоясь о жене и грудном ребенке. Те, а также остальные пассажиры, улеглись неподалеку, оставив машину в мое распоряжение. О сне не могло быть и речи, но полежать пару часов на сиденьях уже было счастьем. В Конакри я поменял машину, и поскольку выбился из графика, подгонял водителя, чтобы успеть выехать из Гвинеи. Пограничные и дорожные посты черной Африки - это особая песня. Почти на каждом посту - досмотр по полной программе, каждую вещь в твоем чемодане перетряхивают и перещупывают, заканчивается все требованием денег. Даже летом здесь темнеет рано. На одном из таких дорожных постов, где нет электричества, домов и людей, а вместо шлагбаума натянута веревка, пьяный здоровенный полицейский кричал мне через открытое окно машины, потрясая пистолетом: «Give me money (Дай мне денег)», и ржал, как лошадь. Да, он здесь полный хозяин, что захочет, то с тобой и сделает, если у тебя нет «мани». С такими непредвиденными остановками выехать из Гвинеи до закрытия границы мы не успели. Пришлось заночевать в «отеле» приграничной деревни. Это было полное погружение в быт и нравы черной Африки. Мой «номер» в «отеле», по классификации ему можно было присвоить минус пять звезд, особенно впечатлял ванной комнатой - душ здесь заменял бак с водой и ковшик. Но даже такое умывание было блаженством. Предстояло позаботиться об ужине, и мы с водителем и его местными родственниками и приятелями отправились на деревенский рынок за едой и выпивкой. Водитель говорил по-английски, и после профилактического антибактериального бокала африканского виски мы неплохо пообщались.
- Вы добились поставленной цели. А что дальше?
- Снова путешествовать. Теперь уже с подрастающими детьми, показывать им мир. Первый список был всего лишь разведкой. В мире есть второй список «267». Это не только государства ООН, но и непризнанные, различные острова, имеющие признаки обособленной территории. В этом списке у меня пока еще 217 стран. Сейчас есть возможность повторно побывать в тех странах, которые вызвали действительный интерес и изучить их подробнее. Параллельно можно продвинуть Казахстан в различных туристических рейтингах. Ведь мы стремимся войти в тридцатку самых развитых стран. Почему бы и по этим показателям тоже? Так что «работы» еще хватает.
Похожее
01.03.2019 09:26
В Казахстане, как и во многих странах мира в спешном...
01.03.2019 09:25
Қазақстан, әлемнің көптеген елдеріндегідей, асығыс...
20.02.2019 09:28
Что такое раннее бронирование и какие новые...
20.02.2019 09:28
Алдын ала брондау деген не және 2019 жылы Қазақстан...
08.02.2019 10:01
Что такое авторские туры? В чем их особенность,...
08.02.2019 10:00
Авторлық турлар дегеніміз не? Олардың ерекшелігі...